Советы дефектолога

Советы дефектолога 
развернуть

Все без исключения родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. К сожалению, это не всегда получается.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи.

Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, дедушки, бабушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же, невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

«Разумная семья» всегда старается воздействовать на формирование детской речи, так как развитие общения, обогащение его форм, открывает перед ребёнком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет значение для его всестороннего развития.

Причины речевых нарушений разнообразны:

  1. недостаточное внимание со стороны родителей
  2. инфекционные заболевания перенесенные будущей мамой
  3. несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности
  4. преждевременные роды, «кесарево сечение», затяжные роды, асфиксия
  5. генетические заболевания и т.п.

Негативными для развития речи ребёнка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, наследственный фактор ( в том числе заикание), снижение слуха.

Существуют ещё и видимые факторы, которые легко определяются врожденные или возникшие в результате травм расщелины нёба, губ («заячья губа»), деформация зубов, неправильный прикус.

Часто соски-пустышки формируют неправильный прикус. Поэтому нужно использовать только анатомические соски-пустышки. Ещё одна причина – короткая подъязычная уздечка. В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены, ребёнок даже не может поднять язык вверх. Следовательно звукопроизношение нарушается.

Родители должны знать что к 5-ти годам ребёнок должен правильно согласовывать слова в роде и числе, а не позже 6-ти лет – и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.

Должен к школе знать, где «право», где «лево», что такое «вчера» и «завтра». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребёнка нарушено зрительное и временное восприятие.

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы ОН владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

В чем же они заключаются?

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал дол­жны соответствовать его возрасту.
  2. В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торо­пясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о вырази­тельности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку.
  3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также умень­шительными и ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребенка.
  4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать не­точности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится выразить свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
  5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

 

Не бойтесь обращаться к дефектологу за помощью. Помните, что дефектолог не только открывает вашему ребёнку возможность правильно и красиво говорить, но он является и проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений.

Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей.

Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым.

Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Ресурсы для ознакомления:

Особенности леворуких детей

 Скачать

Помощь ребенку в овладении чтением

 Скачать

Можно ли эффективно помочь детям с нарушениями чтения и письма?

 Скачать

 

свернуть

Речь и письмо
развернуть

     Все без исключения родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. К сожалению, это не всегда получается.

     Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи.

     Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца,  дедушки, бабушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная  сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребёнок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

     В действительности же,  невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

     «Разумная семья» всегда старается воздействовать на формирование детской речи, так как развитие общения, обогащение его форм, открывает перед ребёнком все новые возможности усвоения от окружающих  различного рода знаний и умений, что имеет значение для его всестороннего развития.

     Причины речевых нарушений разнообразны:

1)     недостаточное внимание со стороны родителей

2)     инфекционные заболевания перенесенные будущей мамой

3)     несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности

4)     преждевременные роды, «кесарево сечение», затяжные роды, асфиксия

5)     генетические заболевания и т.п.

Негативными для развития речи ребёнка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, наследственный фактор ( в том числе заикание), снижение слуха.

Существуют ещё и видимые факторы, которые легко определяются врожденные или возникшие в результате травм расщелины нёба, губ («заячья губа»), деформация зубов, неправильный прикус.

Часто соски-пустышки формируют неправильный прикус. Поэтому нужно использовать только анатомические соски-пустышки. Ещё одна причина – короткая подъязычная уздечка. В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены, ребёнок даже не может поднять язык вверх. Следовательно звукопроизношение нарушается.

Родители должны знать что к 5-ти годам ребёнок должен правильно согласовывать слова в роде и числе, а не позже 6-ти лет – и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их.

Должен к школе знать, где «право», где «лево», что такое «вчера»  и «завтра». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребёнка нарушено зрительное и временное восприятие.

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы ОН владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

В чем же они заключаются?

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал дол­жны соответствовать его возрасту.
  2. В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торо­пясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о вырази­тельности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку.
  3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также умень­шительными и ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребенка.
  4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать не­точности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится выразить свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
  5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

 

Не бойтесь обращаться к дефектологу за помощью. Помните, что дефектолог не только открывает вашему ребёнку возможность правильно и красиво говорить, но он является и проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений.

     Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей.

    Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым.

Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если у вашего ребенка нарушения письма

Начало школьной жизни для некоторых детей превращается в настоящую "борьбу" с родной речью. Хорошо справляясь с предметами математического цикла, ученик оказывается не в ладах с русским языком. Стойкое нарушение чтения психоневрологи называют дислексией, письма - дисграфией. Иногда у одного и того же ребенка наблюдаются оба вида расстройства, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

Наша справка

Ранее считалось, что основной причиной при дисграфии является социальная и педагогическая запущенность. Теперь специалисты склонны видеть причину в наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции), так как у таких детей обнаруживаются клинические симптомы и элекроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга.

Не надо бояться диагноза "ММД", на то они и "минимальные" нарушения, что, в общем, не мешают нормальному развитию ребенка. Но если вашему ребенку поставили такой диагноз, обратитесь дополнительно к психиатру. Справиться с этой проблемой не всегда в силах психолога или логопеда, иногда требуется лекарственная терапия, она поможет активизировать работу коры головного мозга.

Проблемы нарушения письма и речи у школьников

Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек, при этом ею страдают около 5-6% школьников. Согласно наблюдениям ученых, существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как он наблюдается сразу у нескольких членов отдельных семей. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: Б-П, Д-Т, Г-К, Ж-Ш. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах такие ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, причем в написании этих слов они допускают грубые ошибки. В результате у них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. (Примечательно, что взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить текст для поздравительной открытки или короткое письмо. Даже работу они стараются найти такую, где не надо ничего писать.) У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "3" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или крючок в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно. К тому же если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, позволяющий понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого, то ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде буквы, выделенной из быстрого потока речи. Обучение такого ребенка (с дефектным речевым слухом) грамоте - очень сложная педагогическая проблема. А учить надо, поскольку искажение одного-двух знаков меняет смысл слова. К примеру, сравните слова: "дочка - точка", "угол - уголь" или же "чашка - Сашка".

Наряду с речевым слухом человек должен обладать особым зрением на буквы, чтобы запомнить и воспроизвести их очертания. Получается, что для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На деле дисграфиками и дислексиками становятся практически все дети, которые пришли в школу, не зная алфавита. Как не вспомнить доказанное еще в начале века предположение о том, что при обучении навык чтения должен предшествовать навыку письма. Таким образом, если не заняться вплотную сначала чтением, отложив на время письмо, дети неизбежно попадают во вспомогательные школы, где на коррекцию дислексии могут уйти годы, а дисграфия так и останется. Сегодня же большинству детей приходится в укороченные сроки (за 2-4 месяца) параллельно осваивать и чтение и письмо. При этом нарушается (!) формирование и того и другого навыка, а результат - необходимость борьбы и с дислексией, и с дисграфией.

Можно ли эффективно помочь детям с нарушениями чтения и письма?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть школьной грамотой, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы. Суть таких уроков - тренировка речевого слуха и букварного зрения. Особо важной является объективная комплексная диагностика, предшествующая практической помощи ребенку. Ведь неправильно выбранные коррекционные программы и методы работы не просто не дают положительного результата, но усугубляют ситуацию, приводят к задержке и нарушению развития.

Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся. Здесь нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда. Именно он может дать верную оценку процессу развития речи у младшего школьника, установить насущные проблемы и приступить к их разрешению. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно в своей работе логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Она похожа на меня!

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ» ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ

1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения

 

8. Книги — ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

  1. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
  2. Чтение — самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ

По материалам сайта www.logoburg.com

занятие для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

 

 

 

 

свернуть

Помощь ребенку в овладении чтением
развернуть

Помощь ребенку в овладении чтением

 

Среди множества открытий, которые делает ребенок в свои первые пять лет, есть и такое: оказывается, звучащая речь может быть «зарисована», записана в виде особых знаков – букв и состоящих из них слов.

Подобно тому как когда-то человече­ство изобрело письменность – систему знаков для кодирования звуковой формы слов, подобно этому и ребенок открывает для себя значения знаков – букв, с помо­щью которых можно изобразить звуки: протяжный глубокий звук А — буквой «А», звук-«пыхтелку» П – буквой «П», звон­кий, веселый звук Р – буквой «Р». По­беседуйте со своим малышом, и вы убедитесь, что каждый звук для него имеет лицо, он как-то эмоционально окрашен: веселый или тревожный, «добрый» или «злой». У некоторых детей звуки имеют и цветовую окраску. Взаимосвязь между звуком и буквой открывается детям по-раз­ному и в разных обстоятельствах.

Возможность чувствовать смысло-различительную функцию звука в слове появляется у ребенка лишь тогда, когда он уже точно знает, что эти слова значат. Только постоянно обогащая жизненный опыт ребенка и отражающий его словар­ный запас, мы создаем предпосылки для того, чтобы дети естественно перешли к постижению значений не только самих слов, но и знаков, из которых они состо­ят, – букв. Буква – это знак звука. Но чтобы сделать это открытие, ребенок сна­чала должен проявить интерес к звукам речи, а затем уже совершить еще один чрезвычайно важный шаг в своем разви­тии – осознать, что звуки можно «зари­совывать» с помощью особых значков – букв.

Интерес к отдельному звуку появляется у детей в дошкольном возрасте. Сколько интересных игр можно при­думать и провести в эту пору! Главное только – тонко почувствовать, уловить, когда она наступает: не опередить собы­тия и не упустить время для таких игр. Если вы поспешите и преждевременно нач­нете играть с ребенком в «звуковые» игры, то рискуете вызвать у него чувство досады, неуверенности и растерянности; а если же не воспользуетесь этим естественным пе­риодом интереса к звукам – потеряете прекрасную возможность вовремя зало­жить основы звукового, фонематического анализа слова, на котором строится сов­ременная методика начального обучения чтению.

Итак, звуковые игры! Какие жеони?

Вы идете утром с ребенком в школу. Предложите соревно­вание: кто придумает больше слов на звук «Р». На следующее утро поменяйте звук. Но самое главное: не переусердствуйте и не настаивайте: ждите, пока ребенок сам предложит продолжить игру.

Дети любят игру «в города» (мы все помним эту игру по дорожным путеше­ствиям). Предварительно, чтобы накопить запас названий городов, можно «попуте­шествовать» с ребенком по карте.

Основное, что должны усвоить родители по отношению к «звуковым играм»: в эти игры мы играем с детьми, когда буквы им еще не известны, поэтому надо сле­дить за тем, чтобы употреблять именно слово «звук», а не «буква». Например, обращаясь к малышу, говорим: «Мы будем играть в слова. Я называю слово, ты слу­шаешь, на какой звук оно кончается, и отвечаешь мне другим словом, которое начинается с этого звука».

Интересные игры предлагают Е.Бугрименко и Г.Цукерман, авторы недавно вышедшей в издательстве «Знание» книги «Чтение без принуждения», адресованной родителям. Вот несколько примеров из этой книги.

«ГРУЗОВИК». Пример игры, в которой взрослый произносит слова, а ребенок не только на слух определяет их звуковые характеристики, но и сам активно ищет подобные же слова.

Дети «нагружают машины». У каждо­го – карандаш и бумага. На одном листе появляется грузовик марки МММ, а на другом - марки Л'Л'Л' (апостроф означа­ет, что звук мягкий). Каждый грузовик может везти самые разнообразные и не­ожиданные предметы, но все они должны начинаться на нужный звук. В грузовик «М» ребенок может «погрузить» (нарисо­вать в кузове) мыло, мармелад, мультфиль­мы, мост, Мурзилку, мышку и отправиться в Москву, к маме, в магазин... Грузовик «Л» «загружается» люстрами, лентами, ли­монами, лентяями, лебедями (всем, что ре­бенок сможет вспомнить на звук Л) и едет в Ленинград, или в лес, или в Литву.

Игра «ЗВУКОВОЕ ЛОТО» требует от ребенка умения находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. По пра­вилам этой игры детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки.

Взрослый называет звук, например ВВВ, и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ВВВ? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети, глядя на карты, отвечают: «У меня ВВВо-робей», «А у меня короВВВа». Картинку с правильно найденным звуком ребенок за­крывает карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки. Для этого ребенку нужно в первую очередь сосре­доточить внимание на звуковой форме слова, не пропуская ни одного слова с названным звуком.

Взрослый, ведущий игру, должен учиты­вать, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Так, например, в словах МЯЧ и МАСКА, ТЁТЯ и ТОРТ, ЛУНА и ЛЮСТРА первые звуки разные, хотя они и обозначены одинаковыми буквами. О назначении букв ребенок еще не подо­зревает, а различие мягкого и твердого звука, как правило, чутко замечает. Но бы­вают и ошибки. Так, если ребенок объявля­ет, что у него есть слово на ЗЗЗ – зебра, взрослый должен мягко поправить его: «Как ты говоришь – ЗЗЗэ-бра или ЗЗЗе-бра? З'З'З' произносится мягко. Смотри, губы мои растянуты, как будто я улы­баюсь. ЗЗЗ я говорю твердо, без улыбки. Ну-ка, найди на карточке слово на твер­дый ЗЗЗ. Конечно, ЗЗЗаяц!»

Игра «ЗАПРЕТНЫЕ ЗВУКИ» построе­на по правилам известной детям игры "«Да» и «нет» не говорить". Только вме­сто запретных «да» и «нет» здесь нужно подставлять различные звуки (игра наце­лена на анализ звуков в речевом выска­зывании, а не только в отдельно взятом слове).

Условия игры следующие: взрослый за­дает ребенку разнообразные вопросы, а ребенок, отвечая, должен соблюдать прави­ло – не произносить определенный звук. Например, запрещенные звуки  X и Ч. Взрослый: Что продают в булочной? Ребенок: Булки и ..леб. Взрослый: Какой предмет у нас в кварти­ре показывает время? Ребенок: ...асы и т. д. Различать мягкие и твердые согласные и легко заменять одни на другие ребенку поможет игра «ТИМ И ТОМ».

Тим и Том – два человечка: твердый и мягкий. Ребенку легче будет запомнить эти два качества, если вы не просто укажете на твердость согласного Т в имени ТОМ и мягкое Т’ в имени ТИМ, а нари­суете человечка. Одного – длинного и уг­ловатого, а другого – прямую его проти­воположность – кругленького и пухло­го. Том и Тим похожи на двух героев популярной сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города» – Железного Дровосека и Страшилу. Если ребенок знает и любит эту сказку, назовите мягкого и твердого человечков именами этих персона­жей. Игра строится как «устное действие». Сначала взрослый представляет Тома и Тима: «Это – Том, слышишь, как твердо начинается его имя: ТТТ. Он и сам весь твердый, как этот звук, поэтому всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: не ест Т' – тянучки, но любит Т – томатный сок; носит П – пальто и никогда не надевает П' – пиджак; не берет в руки М' – мяч, но с удовольствием пу­скает М – мыльные пузыри и играет в М – морской бой. Том дружит с Тимом, хотя и совсем не похож на него. Тим мягкий и любит все, что звучит так же мягко, как первый звук его имени Т': Т' – тефтели, Л' – леденцы, П’ – пирожные. Когда Тим рисует, Том Р-аскрашивает. Если Том берет в руки Д-удочку, Тим сразу начинает Д'-ирижировать. Они ни­когда не выбирают одни и те же вещи, поэтому не ссорятся; ведь им никогда не приходится выхватывать друг у друга игрушки и сладости».

Любимая игра Тима и Тома – «твер­дое – мягкое». В этой игре Том называет слово с твердым первым звуком, а Тим, заменяя твердый звук на мягкий, отвечает Тому похожим словом. Вот так:

 

Том: НОС

Тим: ...(НЁС)

Том: ЛУК

Тим: ...(ЛЮК)

Том: ТУК

Тим: ...(ТЮК)

Том: МЫЛ

Тим: ...(МИЛ)

Том: МАЛ

Тим: ...(МЯЛ)

Том: РАД

Тим: ...(РЯД)

 

Теперь нам легче будет понять, в чем же состоит основная ошибка прежних методов школьного обучения начальному чтению (а во многих семьях и сейчас так пытаются обучать). Творческая деятель­ность, посредством которой человечество и создало письменность, шла от звуков и их систем – к буквам. А традиционные методики обучения начальному чтению предлагали обратный путь: от буквы к ее звуковым значениям. И ребенку, естест­венно, было очень трудно осознать, поче­му буквы «бе» и «а» надо читать «ба», и не «беа», «эм» и «а» – «ма», а не «эма».

Но ведь еще в прошлом веке К.Д.Ушинский считал основой подхода к обучению именно ознакомление детей со звуковой стороной языка! Он писал: «...метода, предлагаемая мною, в сущности, очень проста. Вот она в главных чертах:

1) приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв;

2) приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове;

3) приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков;

4) приучить внимание дитяти останавли­ваться на словах и звуках, их составляющих, и

5) приучить и глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произноси­мые, писанные и печатные.

Все это вместе имеет целью упражнять все способности дитяти вместе с учением грамоте– развивать, укреплять, давать полезный навык, возбуждать самостоя­тельность и как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму».

Обратите внимание на слово «мимохо­дом». Да! Все дошкольное обучение (и в семье, и детском саду) следует строить так, чтобы ребенок занимался с интере­сом, с радостью, а результат обучения достигался как бы сам собой, именно мимоходом. Но посмотрите, какая глубо­кая и всесторонняя программа речевого развития стоит за этим «учением без при­нуждения»!

Итак, в системе К.Д.Ушинского уже представлена попытка идти в обучении чтению от звука к букве, его обозначаю­щей.

Замечательный детский психолог про­фессор Д.Б.Эльконин, развивший далее методику начального обучения чтению на основе звукового (фонемного) анализа слова, писал: «Из рук К.Д.Ушинского звуковой метод вышел лучше, чем стал по­том, в результате разнообразных усовер­шенствований. Ознакомление детей со зву­ковой материей языка было потом основа­тельно забыто».

В книге «Шестилетний ребенок в школе» доктор психологических наук В.Мухина пишет: «Неплохо, если ребенок умеет чи­тать, придя в школу. Но навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что он строит­ся на основе развития фонематического слуха и осознания звукового состава сло­ва, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затрудня­ет работу учителя, т.к. ребенка прихо­дится переучивать».

Суть развитого, сформировавшегося чтения состоит не в воссоздании звуко­вой формы слова, значение которого мо­жет быть еще даже неизвестно, а в пони­мании значения слова –в конкретном предложении, в контексте, в целостном тексте.

Напоминаем вам об основных приемах формирования глубокого, «пони­мающего» чтения, основанного на постоян­ном, ежедневном и ежечасном обогащении словарного запаса ребенка.

Предлагаемвам несколько советов, которые помогут посредством чте­ния стимулировать речевое развитие ре­бенка.

Основной методический прием здесь со­стоит во включении чтения в реальную познавательную   деятельность   малыша.

Например, вы собираетесь с ним в зоо­парк. За неделю-две до этого события вашей «настольной» книжкой могут стать прекрасные стихи С.Я.Маршака «Детки в клетке». Когда заочное знакомство с различными зверушками произошло, путе­шествие в зоопарк будет наполнено для ребенка особым значением и ожиданием. В зоопарке могут произойти неожидан­ные открытия, возникнуть новые симпатии и антипатии. Читая уже после посещения зоопарка ту же книжку, вы можете спро­сить ребенка, о ком из животных ему бы хотелось услышать в первую очередь. Ребенок просмотрит картинки и назовет понравившееся ему животное. Воспомина­ние о виденном наполняет новым смыслом отношение к любимой книжке, позволяет ребенку осознать свои интересы, выбрать любимые стихи.

Аналогичным образом можно готовить ребенка   к  первому   посещению  театра. Есть много замечательных детских книжек (и даже книжек-раскрасок) об истории кукольного театра. И это событие должно быть тщательно подготовлено родителями.

Так же можно готовить ребенка и к воскресным путешествиям по родному го­роду.

А путешествия в поле, лес, парк! Вернув­шись осенью из багряного леса, ребенок слушает, как вы читаете пушкинские стро­ки об «осенней поре, очей очарованье», и сердце ребенка полнится созвучной грустью и высокой печалью...

Прекрасная, ставшая классической кни­га Б.Житкова «Что я видел» позволяет совершить с ребенком «путешествие» и подготовить реальные путешествия и в лес, и в колхоз, и по железной дороге, и на пароходе, и на самолете.

Увлекательное путешествие в мир кра­сок и живописи позволяет совершить красочно оформленная книга В.Курчевского «Быль-сказка о карандашах и красках». Прочитав ее вместе с родителями, ребе­нок устраивает интереснейшие игры «в художника».

Конечно, не всегда в вашей домашней детской библиотеке найдутся все необходимые для этих многообразных «путеше­ствий» книги. Поэтому мы можем совершить с нашим ребен­ком еще одно путешествие – в библиотеку.

свернуть

Особенности леворуких детей.
развернуть

Особенности леворуких детей.

Советы для родителей

 

Наш мозг состоит из двух полушарий: правого и левого. Причем они не зеркально похожи друг на друга. Каждое из полушарий – это необ­ходимое дополнение другому. В каждом из них сосредоточены различные центры жиз­недеятельности человека. Например, левое полушарие отвечает за речь и абстрактное мышление, в то время как правое – за образное мышление, а также за музыкальное и художественное творчество. Кроме того, пра­вое полушарие отвечает за левую половину тела, и наоборот. Таким образом, те из нас, у кого доминирует левое полушарие, являются правшами, а те, у кого главенствует правое полушарие, – левшами. Интересно, что даже незначительное доминирование какого-либо из полушарий обуславливает психические особенности людей.

Современные исследования показывают, что процесс установления ведущей руки у маленьких деток может продолжаться до четырех-пяти лет. В этом возрасте, как правило, уже становится ясно, какая рука будет доми­нировать у малыша. С другой стороны, если мы внимательно понаблюдаем за малышом длительное время, то убедимся в том, что он очень редко выполняет какое-то опреде­ленное действие одной рукой. Исключение здесь могут составлять, пожалуй, письмо, рисование и такие несложные манипуляции, как еда ложкой, расчесывание или чистка зу­бов. Как правило, в повседневной жизни и в игре малышу требуется участие обеих рук. И тут у правой и у левой ручки появляется своя «специализация». Это очень четко просле­живается в процессе игры. Например, левой ручке лучше удаются «упражнения» по изме­нению положения в пространстве крошечных пальчиков и самой руки. Ребеночек быстрее и качественнее может определить левой рукой форму предмета на ощупь. Зато правая «сестричка» сильнее, она может более искус­но отбивать ритм и чаще жестикулирует во время речи. Мамочка очень быстро заметит, что одна рука ребеночка является ведущей и осуществляет активные действия, а другая просто удерживает предметы.

Особенности деток-левшей

 

Так уж повелось у народа, что любое от­клонение от неизвестно кем установленных норм считается патологией. И, видимо, по­этому родители, не щадя ни своих нервов, ни ребенка, часто пытаются с младенчества «лечить» патологию леворукости любыми доступными средствами. Некоторые даже привязывают «плохую» левую ручку к телу, заставляя малыша работать только правой. Но так ли уж необходимо лишать ребенка права на собственную индивидуальность? Тем более что леворукость, по утвержде­нию специалистов, – вариант нормы.

Левши – самые обычные, здоровые де­тки. Просто им немного сложнее приспособиться к окружающим условиям. Например, большинство дверей, утюгов, ножниц, сто­ловых приборов и т.д. сконструировано для правой руки, а левши обречены прятать локти за обеденным столом и отвечать на рукопожатия «неправильной» рукой. Но зато левши очень общительны. Компания для них – всё. Главное, чтобы окружающие люди не заостряли внимание на их леворукости. Иначе такие детки сразу чувствуют себя из­гоями в обществе (например, в классе).

Как уже говорилось выше, у левшей до­минирует правое полушарие мозга, благодаря чему у них хорошо развиты пространс­твенные связи, видимо, поэтому левшей много в таких областях, как спорт, архитек­тура и искусство. Левши – замечательные фантазеры и великолепные рассказчики. Они талантливые люди. Кроме того, они очень ответственны, обязательны и хорошо учатся. Если, конечно, учителя не третиру­ют леворукого ребенка за такие мелочи, как слово, написанное задом наперед, или слишком наклонный, разухабистый по­черк. У деток-левшей действительно часто встречается «феномен зеркальности». Они начинают писать слово с последней буквы, приэтом совсем не с той стороны строчки, с которой надо. Вот тут-то родителям надо вмешаться. Например, можно отметить фломастером левую сторону страницы – ту, от которой начинается стандартное пись­мо. Предложите ребенку пописать некото­рое время под трафарет. Пусть привыкнет. Леворукие первоклашки пишут медленнее. Они не умеют копировать, зато создают великолепные рисунки на вольную тему. Родителям и педагогам нужно помнить, что чем лучше маленький левша адаптируется в праворуком мире, тем меньше у него будет неврозов, связан­ных с трудностью вживания.

Советы для родителей деток-левшей

 

• Малыш не должен чувствовать нега­тивного отношения к себе! Напомним: леворукость – не патология, а вариант нормы.

• У ребеночка-левши есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Не стоит драматизировать неудачи малыша, особен­но школьные.

• Леворукий ребенок легко возбудим и быстро утомляется, поэтому перегрузки ему противопоказаны.

• Родители должны выработать такую линию поведения, которая сочетала бы в себе требовательность к ребенку, уважение к нему и теплое доброжелательное отноше­ние.

• Насильственное переучивание ребе­ночка-левши недопустимо. Лучше потра­тить это время на развитие тех талантов малыша, которые ему свойственны от рож­дения. Воспринимайте и любите своего ре­беночка таким, какой он есть!

Иногда родители обнаруживают, что их малыш одинаково хорошо владеет обеими руками. Нечасто, но такое бывает. Обычно это не доставляет каких-то особых хлопот до тех пор, пока не наступает момент от­давать ребенка в школу. Тут-то и возникает вопрос: «Какой рукой малыш должен пи­сать?» Вопрос это неоднозначный, и ответ на него зависит от многих индивидуальных факторов. Поэтому в таком случае мы бы настоятельно рекомендовали родителям, перед тем как отдавать ребенка в школу, обратиться за помощью к психологу. С помо­щью тестов специалист и выявит ведущую руку.

Родители, обязательно внушайте своим леворучкам, что у них нет дефекта, но есть уникальная особенность, данная им Богом.

свернуть

Что делают логопеды?
развернуть

Что делают логопеды?

 

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мел­кой моторики и пространственной ориентировки),профилактика нарушений письма и чтения.

 

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Логопедические занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в 3-7 лет ребенок наиболее восприимчив к педагогическому воздействию, это сензитивный, т.е. наиболее благоприятный, соответствующий законам нормального развития ребенка период для овладения родным языком. Поэтому целесообразно обращаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно поработать и отправить ребенка в 1 класс с необходимыми речевыми навыками. В логопедической помощи нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом нет — сейчас. Но позднее... Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а можно попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником. Есть еще более сложные нарушения речи, и легко представить себе на основании приведенных примеров, что ожидает таких детей, если отложить начало коррекционной работы до поступления в школу, не говоря уже о полном игнорировании проблем развития своего ребенка.

Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мелкой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду.

 

 

 

Как проходят логопедические занятия?

 

Существует два вида занятий: фронтальные (с группой детей) и индивидуальные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 6 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка. Мы различаем три основных вида нарушений речи у до­школьников: нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия, — легкий вид, ФФН — фонетико-фонематиче-ские нарушения (нарушены произношение и речевой слух), ОНР — общее недоразвитие речи (нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет три уровня — от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи). Для детей с дислалией достаточно 1—2 раз в неделю индивидуальных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут продолжаться от 3 до 9 месяцев.

Детям с ФФН можно посещать индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. В таком случае на индивидуальных занятиях логопед будет развивать артикуляционную моторику, ставить звуки и автоматизировать их, а на фронтальных — заниматься профилактикой дисграфии и дислексии, т.е. развивать фонематический слух, пространственную ориентировку и мелкую моторику, учить звуковому анализу и синтезу, закреплять правильное произношение отработанных на индивидуальных занятиях звуков и попутно расширять словарный запас, развивать внимание, мышление и память, учить правильно и красиво высказываться. Занятия могут продолжаться 6—9 месяцев.

Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3—4 раза в неделю. Как и в предыдущих случаях, на индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправлению звукопроизношения, а также отрабатываются позиции, которые в индивидуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными задачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и развитие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все психические процессы. Продолжительность занятий 1—2 года.

 

Когда родителям проявлять тревогу?

 

Наблюдали ли вы за детьми на детской площадке? Все они милы в своей непосредственности и вызывают улыбку. При этом удовольствие от общения получают не только малыши, но и их мамы. Они обсуждают детей, невольно сравнивают их, оставляя пальму первенства в гениальности за своим ребенком. Это нормально. Задача дефектолога - помочь родителям вовремя заметить, что с их ребенком «что-то не так», и вовремя обратиться за помощью или консультацией к специалисту. В каждом отдельном случае определяется продолжительность занятий, причем важно не пропустить тот возраст ребенка, когда коррекционная работа будет наиболее эффективной.

 

Родителям

 

Маленькие дети — маленькие проблемы. Стоит ли ждать больших?

Сроки первого обращения — разные. Можно принести к специалисту благодушного младенца и привести упирающегося второклассника. Чем серьезнее нарушение, тем раньше надо начинать его коррекцию. Серьезные нарушения физического и психического развития младенцев выявляют врачи (педиатр и невропатолог), поэтому родители не должны ставить под сомнение сам факт врачебного осмотра. В поликлинику лучше все-таки пойти, подавив в себе опасения подхватить какую-нибудь инфекцию. Забота о здоровье и развитии ребенка в этом возрасте лежит на плечах медицинских работников, а не педагогов.

Родители сразу заметят у малыша явное отклонение от нормы, а вот «небольшие мелочи», например, «серьезность, неулыбчивость» ребенка в 3—4 месяца при обязательном в это время «комплексе оживления» — эмоциональном реагировании на родителей, могут оказаться одним из симптомов различных нарушений: задержки психического развития, дефектов зрения или слуха. Так что восхищение мам и пап — «смотри, он меня узнал, гляди, как бьет ножками» — вполне обосновано. Чтобы заметить неблагополучие своего ребенка и уметь помочь ему, необходимо знать возрастные параметры нормального развития. О них можно прочитать в специальных книгах по возрастной психологии или в книгах с правилами по уходу за детьми младенческого, младшего дошкольного 1-3 лет и дошкольного 3-7 лет возраста. Родителям будет понятно, что и как должен делать ребенок в тот или иной период своего развития. И если они заметят какое-либо несоответствие между нормой и данными своего ребенка, то лучше сразу проконсультироваться со специалистами или хотя бы сделать себе пометку — для более позднего разговора с ними.

Хотим обратить внимание родителей на важность младенческого периода во всем дальнейшем процессе формирования личности ребенка. Как раз в это время закладываются основы правильного физического, умственного, речевого и эмоционального развития. Поэтому лучше раньше провести несколько сеансов массажа для снятия повышенного или пониженного тонуса мышц, ограничивающего необходимый объем движений младенца, следствием чего будет замедленное овладение навыками сидения, ползания, ходьбы, чем позднее расстраиваться из-за снижения темпа и качества умственного развития.

свернуть

Как говорит ваш ребенок
развернуть

Как говорит ваш ребенок

     Каждый родитель однажды задается вопросом: «А правильно ли говорит мой ребенок?». Данная статья-справка предназначается родителям, воспитателям детских садов, учителям начальных классов. С нарушениями в формировании речевой функции у детей приходится встречаться специалистам разного профиля: логопедам, психологам, учителям, врачам.

Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Данная разработка рекомендована лишь для первичной оценки речевого развития.     Цель ее — помочь родителям понять, надо ли направлять ребенка на дальнейшую консультацию к логопеду или нет. Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

·         понимание речи;

·         оценка речи по звучанию (звукопроизношение);

·         фонематический слух;

·         связная речь;

·         лексико-грамматический строй речи;

·         состояние голоса;

·         темп речи.

 

Рассмотрим отдельно каждый параметр, по которому производится оценка.

  • «Понимание речи» включает в себя понимание инструкции, которую необходимо выполнить в определенной последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.
  • «Связная речь» подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребенок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определенного количества слогов (для каждого возраста оно разное).
  • «Оценка речи по звучанию» предполагает определить внятность речи ребенка.
  • «Фонематический слух». Оценивается способность к отхлопыванию ритмов, правильность произнесения ряда звуков и их последовательности, способность производить звукобуквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.
  • «Лексико-грамматический строй речи». Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).
  • «Состояние голоса». Обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса. Детям 3—4 лет предлагается изменить голос, имитируя больших и маленьких зверей. Можно предложить дошкольникам изменить голос, используя персонажей сказки «Три Медведя». Взрослые обращаются к ребенку с просьбой повторить, например, фразу: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?» за Михаила Ивановича, Настасью Петровну и маленького Мишутку. Если ребенок может модулировать голос, т.е. понижать и повышать, то результат оценивается «]», если нет — «О». Младшим школьникам предлагается изменить повествовательное предложение: «Сегодня ясный день» на вопросительное и восклицательное предложения. Последним проверяется темп речи. Если ребенок говорит слишком медленно или слишком быстро, а также, если в его речи встречаются запинки, результат оценивается в «О», если темп речи нормальный- то в «1».

 

Подводя итог сказанному, предлагаем вам воспользоваться планом — подсказкой, чтобы определить и оценить умения и навыки вашего ребенка в 3 года.

  1. Понимание речи. Выполнение одноступенчатой инструкции:

 

1. Дай мне куклу (I/O). 2. Дай маме мишку (I/O). 3. Возьми книжку и положи ее в шкаф (1/0).

 

  1. Связная речь. Беседа по картинкам: что здесь нарисовано? (ответ из одного слова)         1. Яблоко (1/0). 2. Кошка (1/0). 3. Стул (1/0).

 

  1. Оценка речи по звучанию. Общее впечатление от речи: внятная (1); невнятная (0).

 

  1. Фонематический слух. Хлопки (все хлопки одинаковые) два, два (1/0) три, два (1/0)два, один (1/0)два (1/0).

 

  1. Лексико-грамматический строй речи. Звукоподражание: 1. Как мяукают котята (1/0)? 2. Как лает собака (1/0)? 3. Как тикают часы (1/0)?

 

  1. Состояние голоса: 1. Представь, что ты — маленький котенок (1/0). 2. А теперь — большая собака (1/0). 3. Маленький щенок (1/0). (Следим, изменяет ли ребенок голос).

 

  1. Темп речи. Норма (1). Укоренный (0). Замедленный (0). Запинки (0).

 

Проверить речевые навыки ребенка в 4 года вы можете следующим образом:

 

 Понимание речи. Выполнение двух- и трехступенчатой инструкции:

 

 1. Возьми куклу и положи ее на стол. (1/0). 2. Подойди к маме. Возьми ее за руку (1 /0).   Подведи ее ко мне. 3. Закрой глаза. Хлопни в ладоши. Топни ногой (1/0).

 

Связная речь. Сюжетные картинки с открытым смыслом.

 

 1. Составь предложение по картинкам: Девочка читает (1/0). Девочка спит (1/0). Мальчик рисует (1/0).

 

2. Серия из трех картинок (1/0) (любых).

 

Оценка речи по звучанию. Общее впечатление от речи: внятная (1), невнятная (0).

 

Фонематический слух. 1. Хлопки: два, два (1/0) три, два (1/0) два, один (1/0) два (1/0), —хлопок сдвоенный (1/0).

 

 2. Покажи: где миска, а где мишка

 

 Лексико — грамматический строй речи.

 

      1.Основные цвета: красный (1/0), желтый (1/0), синий (1/0), зеленый (1/0).

 

      2.Кто это? (Показываем картинки петуха, козы). А как он кричит (1/0)? А что это у него (1/0)?

 

(Петух: «Ку - ка - ре - ку!». Гребешок, хвост. Кот: «Мяу!» Усы, хвост. Коза: «М-е – е! ». Рога. Глаза.)

 

Состояние голоса. (Умение модулировать). Сказка «Три медведя». Пусть ребенок скажет за Михайло Ивановича, Настасью Петровну, маленького Мишутку, Михайло    Иванович: «Кто сидел на моем стуле?» (1/0) Настасья Петровна (1/0). Мишутка (1/0).

 

Темп речи. Норма (1). Ускоренный (0). Замедленный (0). Запинки (0).

свернуть

Советы родителям детей

с нарушениями письма

развернуть

Помимо строгого дифференцированного подхода к разным группам ошибок в работе над ними очень важна и сама организация этого процесса, особенно в трудных случаях.

 

1.     Поговорите с ребёнком, объясните ему, что теперь вы будете заниматься совсем иначе, что ошибки у него обязательно исчезнут, и очень скоро он сам это увидит. Основная цель такого разговора - успокоить ребёнка и заинтересовать, вызвать у него искреннее желание «писать без ошибок».

 

2.     Занимайтесь с ребёнком обязательно ежедневно, но недолго. Определите заранее вместе с ним ту «норму», которую ему предстоит выполнить. Зная заранее о небольшом и вполне определённом объёме работы, ребёнок спокойно возьмётся за неё и постарается выполнить как можно лучше.

 

3.     Проводите занятия таким образом, чтобы ребёнок каждый раз имел возможность видеть их положительный результат, проявляющийся в полном отсутствии ошибок. Каждый раз обязательно похвалите ребёнка, скажите ему, что « ошибки сдаются».

 

4.     Над одним и тем же правилом работайте вместе 3-4 дня или даже неделю. Когда ребёнок полностью его усвоит и перестанет делать ошибки на это правило, тогда вы спокойно переходите к следующему правилу, периодически вспоминая и уже пройденное.

 

5.     Начтите с внимательного изучения тетрадей вашего ребёнка и определения наиболее часто встречающихся у него ошибок.

 

6.     Во всех случаях тренировочные упражнения лучше всего начинать с  предупредительных диктантов, основной целью которых является предупреждение ошибочного написания слов на изучаемые правила. Для этого перед записью каждого « сомнительного» слова необходимо спрашивать ребёнка, как он собирается это слово написать. В случае  ошибочного ответа нужно ещё раз обратиться к правилу. Далее можно постепенно приступать к написанию контрольного диктанта.

 

7.     Соблюдение именно такой последовательности в письменных упражнениях приучит ребёнка думать, прежде чем писать, что исключит возможность проявления ошибок при письме.

свернуть