Мы в проекте

Использование технологии форсайт в образовательном процессе  ГУО «Ратомская средняя школа»

развернуть

Педсовет:

  • Цель  педагогического совета:

Совершенствование компетентностно-ориентированной образовательной среды учреждения образования через использование технологии форсайт

(3)Задачи педагогического совета:

Проанализировать работу педагогического коллектива по организации и проведении мероприятий первого этапа реализации инновационного проекта «Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе

методов стратегии форсайта»

Разработать  методические рекомендации по использованию педагогами  технологии форсайт  в образовательном процессе;

Ожидаемый результат

  • Овладение методами стратегии форсайта в образовательном процессе.
  • Повышение эффективности организации допрофильной подготовки и профильного обучения по формированию готовности учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, построение ими индивидуальной образовательной траектории.

Форма педагогического совета: работа проблемных групп.

Функции: организационно-управленческая, практико-ориентированная

Методы предварительного исследования:

  • Мониторинг анкетирования учащихся по профессиональному самоопределению
  1. Оформление  и техническое оснащение заседания педагогического совета.
  • Компьютер, презентация

(4)План проведения педсовета

  1. Вступительное слово Касилович Т.В., директора школы, «Технология форсайт – технология формирования значимых качеств в самоопределении и саморазвитии личности обучающегося»
  2. Информация Ужакина П.Н., заместителя по УР, «Стратегия форсайт в современной образовательной практике»
  3. Информация Шевцовой К.А., педагога-психолога «Итоги анкетирования по профессиональному самоопределению учащихся – участников инновационного проекта»
  4. Работа в творческих группах:
    • Проблемная группа № 1 «Методы форсайт на учебных занятиях»
    • Проблемная группа №3 «Формирование умений и навыков самообразования и самопланирования у учащихся»
  5. Выработка решения педсовета, исходя из результатов деятельности творческих групп

III. Ход заседания педагогического совета

  1. Вступительное слово директора школы Касилович Т.В. «Образовательный процесс как основной фактор формирования здоровьесберегающего пространства».

      (5-6 фото)  Образование — необходимый и один из самых важных стратегических  элементов  социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование, как на целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Сохранение и укрепление здоровья граждан является стратегической задачей Беларуси… Забота о подрастающем поколении — залог успешного будущего и устойчивого развития страны. Очень важно, чтобы юноши и девушки активно участвовали в развитии общества, обладали высокими моральными качествами и обязательно занимались массовыми видами спорта. Однако в современных условиях состояние здоровья, как взрослого населения, так и детей в Беларуси, вызывает обоснованную тревогу. Сегодня мы с вами рассмотрим и проработаем актуальные направления работы по созданию и развитию здоровьесберегающей среды в нашем учреждении.

  1. 2. Информация Ужакина П.Н., заместителя УР «Стратегия форсайт в современной образовательной практике»

В условиях обновления целевых установок образования формирование, становление и развитие самообразования учащихся как ресурса повышения качества образования предполагает освоение педагогами современного инструментария и активного использования его в организации образовательного процесса. В настоящее время в зарубежной, российской образовательной практике активно используется стратегия форсайта, которая себя успешно зарекомендовала в экономике и бизнесе.

На сегодняшний день пока есть много разночтений в понимании стратегии форсайта  (от англ. technological foresight), дословный перевод термина «форсайт» на русский язык, — это «видение будущего». Отличительной характеристикой данной стратегии является то, что она открыта абсолютно для всех и не накладывает ограничений на участников создания образа будущего. В то же время, имеет отличия и от метода проектов. Создание проекта предполагает не только постановку цели, но и способов ее достижения. Форсайт – стратегия более открытая, не ограничивающая рамками творческий потенциал участников. Это означает, что итогом работы может стать определенная концепция развития, вектор определяющий направление работы на долгосрочную перспективу, вовлекающий участников к обсуждению идей в группах. Методы стратегии форсайта позволяют генерировать большое количество идей, находить совместные решения, которые в свою очередь могут помочь улучшить и развить собственные стратегии участников. Форсайт выступает не только как стратегия, форсайт может быть инструмент коммуникации по поводу своего будущего субъектами, в частности, образовательного процесса.

Целевые установки стратегии форсайта совпадают с методологическими обоснованиями самообразования, что и определило выбор данной стратегии для инновационного проекта. Овладение учащимися методами данной стратегии позволит получить максимально возможную информации о будущем, что обеспечит принятие решений посредством креативного и аналитичного предвидения. Это позволит учащимся оттачивают важнейшие навыки самостоятельности посредством предвидения развития событий и управления изменениями в условиях неопределённости и неоднозначности, формировать своё будущее в соответствии с собственными предпочтениями.

Совокупность методов, которыми располагает стратегия форсайта, довольно широка, их можно систематизировать по нескольким критериям: по типу форсайта: нормативный (построение желаемого будущего) или поисковый (формирование картины будущего исходя из выявленных тенденций); по цели (выработка идей или анализ), по инструментарию (количественные или качественные), по методам работы с экспертами (очные и заочные, опросы и непосредственное личное взаимодействие); по степени традиционности и новизны[1].

Основные методы, которые используются на сегодняшний день при проведении Форсайтов, отражают его разные функции – прогнозную (прогнозирование тенденций), аналитическую (анализ существующей ситуации), креативную (выработку новых идей относительно будущего). Ряд методов, наряду с указанными функциями обеспечивает взаимодействие субъектов. Соответственно условно можно разделить всю совокупность методов на 4 группы. Все методы изображаются в виде ромба, по углам которого сосредоточены такие характеристики как креативность (творческий потенциал), экспертиза и прогнозирование, анализ, взаимодействие. Некоторые методы могут быть использованы для разных целей: для прогнозирования, для изучения среды и анализа тенденций, для выработки идей относительно будущего и получения идей по поводу текущих задач (и соответственно будут повторяться в разных группах). Кристалл или «бриллиант» методов стратегии форсайта изображен на рисунке 1.

Соответственно можно насчитать в этой совокупности 33 метода: 17 качественных методов, 10 полуколичественных и 6 количественных методов[2]. Методы прогнозирования (экспертизы): метод дельфи, (Delphi); разработка сценариев (Scenarios); определение критических технологий; экстраполяция тенденций (Trend Extrapolation); имитационное моделирование (Simulation Modelling); метод критических/ключевых технологий (Critical/Key Technologies); метод исторической аналогии

Методы анализа: SWOT, (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats –analysis; STEEPV; анализ взаимного влияния (Сross-impact – Analysis); сканирование окружающей среды (Environmental Scanning); экспертная панель (Expert Panels); подготовка эссе; анализ взаимных воздействий (Cross Impact Analysis); метод дерева релевантности (Relevance Trees); Ваlance score card.

Методы выработки идей (креативные методы): экспертные обсуждения; фокус-группы; мозговые штурмы (brainstorming); конференции;

подготовка эссе; морфологический анализ (Morphological Analysis); экспертная панель (Expert Panels);

Новые креативные методы: дикие карты (wild card); метод дорожных карт развития технологий (Technology Roadmapping, TRM); метод дерева релевантности (Relevance Trees).

Значительную популярность получил качественный метод прогнозирования «дельфи». Метод предполагает заочное анонимное участие и общение большого числа экспертов, а также организацию обратной связи посредством проведения интepaктивной процедуры анкетного опроса экспертов. Опрос состоит из двух этапов: индивидуальный опрос экспертов, обычно в форме анкет, формирование организационной группой коллективного мнения;  доведение результата (сформированного коллективного мнения) до сведения экспертов с целью пересмотра ими своих прежних оценок для выработки согласованного решения. Каждый эксперт при этом знакомится с мнениями и аргументами других экспертов, но не знает, кто именно высказал то или иное положение. Процедура повторяется до нескольких раз.

«Критические технологии» («ключевые технологии»). Предварительный перечень критических технологий формируется на основе экспертных опросов и интервью. Привлекаются эксперты, обладающие самой высокой квалификацией в соответствующих областях. Затем перечень обсуждается в рамках специальных экспертных панелей и фокус-групп, в результате происходит окончательный отбор и согласование перечня критических технологий.

Метод «эталонного анализа» (англ. benchmarking). Суть совмещения состоит в дополнительном проведении сравнения с другими объектами.

Метод «мозгового штурма» – общение без ограничений, без анонимности, очный и заочный варианты. Данный метод исследования предполагает коллективное «набрасывание» идей по заданной тематике всеми участниками штурма. Метод включает два этапа: этап выдвижения (генерации) идей; этап анализа выдвинутых идей. Специфика «Мозгового штурма» состоит в применении запретных правил на этапе генерации: запрет критики, запрет обоснований выдвигаемых идей. Наряду с запретами применяется и поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и даже фантастические. На этапе анализа организационная группа выявляет рациональные основы в каждой выдвинутой идее. Современный вариант метода – заочное общение без анонимности средствами Интернет. Метод «Мозгового штурма» рекомендуется применять для поиска решений в недостаточно исследованной области, выявления новых направлений решения проблемы. Метод эффективен для поиска новых сфер применения, а также для выявления недостатков существующего. По этой причине метод можно использовать для поиска новых желаемых компетенций будущего выпускника, выявления недостатков в формулировке и структуре уже заявленных компетенций. Метод часто комбинируют с другими методами, которые он успешно дополняет.

Весьма близок по своей сути к «Мозговому штурму» часто применяемый на практике «метод совещаний», его очный и заочный варианты. Метод имеет свои дополнительные ограничения: наличие повестки дня и фиксированного регламента мероприятия. Как «мозговой штурм», так и «метод совещаний», как правило, недостаточны сами по себе для заключительного экспертного анализа, но активно используются в сочетании с другими метода форсайта. В частности, они удачно сочетаются с методами «дельфи» и «экспертные панели», дополняя их. Оба эти метода вполне могут быть включены в методику построения ожидаемого целевого качества образования будущего выпускника.

Метод «SWOT-анализ» предполагает разработку нескольких сценариев развития исследуемого явления (построение нескольких вариантов КО выпускника): проявляющего сильные стороны (англ. Strengths), проявляющего слабые стороны (англ. Weaknesses), возможности и перспективы (англ. Opportunities), угрозы негативного будущего (англ. Threats). Такой анализ часто дополняет основной метод Форсайт-исследования и может быть полезен при прогнозировании нескольких КО будущего выпускника с учетом возможности развития образовательного процесса по нескольким сценариям.

Метод «литературный обзор» заключается в сборе и анализе уже существующих в различных источниках экспертных мнений, касающихся исследуемого образа будущего. По этой причине «Литературный обзор» используют в сочетании с подавляющим количеством методов Форсайт исследований. Метод имеет не только вспомогательное, но и самостоятельное значение, получив в некоторых исследованиях термин «Литературный Форсайт». Профессионально обработанные и опубликованные результаты «Литературного форсайта» удовлетворяют одному из наиболее важных критериев качественного форсайт-исследования: доступность результатов для широкой аудитории.

С развитием наукометрики, увеличением доступности к различного уровня базам индексирования и цитируемости в последнее время отмечается рост применения метода «Библиометрический анализ», позволяющего определить содержательную оценку публикаций по исследуемой тематике согласно количественным данным: количество публикаций, цитируемость, распределение по тематике, времени и т.д.

Метод «мастерские будущего» является фактически вариантом научно-практических конференций, симпозиумов, форумов и других подобных мероприятий на которых все участники выступают с докладами и презентациями о собственном видении будущего. Метод предполагает дискуссию: вопросы и обсуждения.

Метод «экспертных панелей» предполагает составление банка вопросов, а затем отбор вопросов для составления конкретных анкет для опроса экспертов. Очень важным моментом является выделение суммы «панелей», т.е. тематических векторов, которые предлагаются экспертам для изучения. Системный подход к построению экспертных панелей требует, чтобы в обязательном порядке был сформулирован программный вопрос. Программный вопрос – это главный вопрос, задаваемый всей программой исследования, иногда он может быть единственным, на который отвечает все экспертное исследование. Программный вопрос несет смысловую нагрузку. Подбор потенциальных экспертов может проводиться на основе следующих методов: метод «реестр». в результате многократно проведенных экспертиз во время которых ведется реестр возможных экспертов, обеспечивающий затем выборку по различным критериям; метод «снежный ком: от каждого специалиста, привлекаемого в качестве эксперта, получают несколько фамилий тех, кто может быть экспертом по рассматриваемой тематике, таким образом лавинообразно увеличивается количество потенциальных экспертов; метод «успешность участия в предыдущих экспертизах»; метод «использование формальных показателей»; метод «самооценка компетентности»; метод «взаимооценка компетентности».

Методика применения «экспертных панелей» для мониторинга видов и задач профессиональной деятельности выпускника, а, в конечном итоге – для формулировки компетентностного портрета (образа) будущего выпускника может быть реализована в виде следующей последовательности действий и мероприятий: разработка анкет подбора экспертов; составление анкет опроса экспертов; выработка согласованного мнения экспертов в терминах компетенций; формулировка прогнозируемого целевого компетентностного образа выпускника образовательной программы как совокупного ожидаемого результата образования. Данные о распространении наблюдаемых сочетаний методик по результатам анализа использования 26 методов в 775 исследуемых случаях. Так, если центральным избранным методом является метод «экспертные панели», то в 65 % случаев он совмещается на практике с методом «литературный обзор»; в 34 % с «мастерскими будущего»; в 34 % со «сценариями будущего»; в 27 % случаев с «Мозговым штурмом».

Разработка сценариев – метод, позволяющий оцепить наиболее вероятный ход развития событий и вероятные последствия принимаемых решений. Разрабатываемые сценарии развития анализируемой ситуации позволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину состояний. к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий.

Экстраполяция тенденций - это метод научного исследования, который основан на распространении прошлых и настоящих тенденций, закономерностей, связей на будущее развитие объекта прогнозирования. Методы экстраполяции наиболее распространенные в группе формализованных. Цель методов экстраполяции – показать, к какому состоянию в будущем может прийти объект, если его развитие будет осуществляться с той же скоростью или ускорением, что и в прошлом.

Имитационное моделирование - метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему (построенная модель описывает процессы так, как они проходили бы в действительности), с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Такую модель можно «проиграть» во времени, как для одного испытания, так и заданного их множества. При этом результаты будут определяться случайным характером процессов.

Метод критических/ключевых технологий – применение данного метода раскладывается на следующие основные этапы: ормирование группы экспертов либо экспертных панелей; составление первоначального списка технологий; выбор системы критериев для оценки технологий; оценка первоначального списка технологий экспертами по выбранной системе критериев; формирование перечня критических технологий с учетом результатов оценки.

Метод исторических аналогий - метод прогнозирования, основанный на сравнении известных исторических событий с аналогичными событиями и явлениями, которые могут произойти в будущем. Используется чаще всего в общественных и экономических науках для определения путей развития новых отраслей, экономических районов; воздействия новых товаров на рынок и пр.

STEEPV-анализ - это система, с помощью которой можно классифицировать важные тренды и потенциальные возможности развития. Набор категорий полный, всеобъемлющий, поэтому участникам семинара или рабочей группы не приходится пробуксовывать, анализируя лишь узкий набор факторов и условий. STEEPV-анализ также является базой для малоизвестного метода групповой работы по определению долгосрочных ключевых актуальных проблем.

Анализ взаимного влияния факторов применяется для изучения потенциального взаимодействия между прогнозами. Отдельные события могут взаимодействовать между собой, ослабляя влияние друг друга, в то время как другие факторы способствуют ускорению развития или приближению катастрофы.

Сканирование окружающей среды – это практика сбора данных. Она направлена на сбор информации об окружающей среде, такой как офис или учреждение, которые могут быть использованы в планировании, разработке и постоянном мониторинге руководителями и руководителями. После того, как данные были собраны с помощью сканирования, они могут быть обработаны и проанализированы для создания краткого отчета, который будет использоваться в процессе принятия решений.

Метод дерева - деревья решений это метод представления решающих правил в иерархической структуре, состоящей из элементов двух типов — узлов (node) и листьев (leaf). В узлах находятся решающие правила и производится проверка соответствия примеров этому правилу по какому-либо атрибуту обучающего множества. В простейшем случае, в результате проверки, множество примеров, попавших в узел, разбивается на два подмножества, в одно из которых попадают примеры, удовлетворяющие правилу, а в другое — не удовлетворяющие.

Методы выработки идей - метод выработки новых идей, который заключается в проведении совещания. Оно организуется и проводится ведущим с целью втянуть собравшихся в открытую и заинтересованную дискуссию. Участники сами предлагают новые идеи. При этом важно их фокусировать на обсуждении определенной области, в которой ведется поиск новой продукции.

Экспе́ртное оце́нивание — процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).

Фо́кус-гру́ппа — представляет собой качественный метод в социологии, заключающийся в организации исследования посредством сбора группы для обсуждения поставленной задачи.

Метод «мозговой атаки» в основе метода лежит идея о том, что для пробуждения творческой инициативы субъекта нужно поместить человека в необычные условия: сделать его участником игры или дискуссии с элементами игры, вырвать из привычной обстановки. Не рекомендуют приглашать специалистов по обсуждаемой проблеме.

Морфологический анализ (метод морфологического анализа) — метод решения задач, основанный на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Относится к эвристическим методам.

Безусловно, некоторые методы могут служить и для анализа и для выработки идей.  Нормативная методология больше использует делфи-опросы и методы, основанные на качественной информации. В частности широкое развитие получил метод экспертных панелей, ориентированный в большей степени на работу не только с количественной, но и с качественной информацией, получаемой непосредственно от экспертов. Качественная информация как правило представляется в виде вербальных (словесных) описаний, когда оценки получены с помощью вербальных или вербально числовых шкал, когда имеется информация лишь о сравнительных оценках альтернативных вариантов. Используются т.н. «сценарии успеха» и составление «желаемого сценария коллективной деятельности», где участники пробуют установить общедоступное видение будущего, которое является и желательным и вероятным, и идентифицировать пути, которыми оно могло бы быть достигнуто.

Таким образом, стратегия форсайта – это совокупность инструментов, эффективных методов,  позволяющих не просто предугадывать проблемы будущего, а ставить цель в виде желаемого ожидаемого результата, определяя необходимое настоящее состояние. Это активный прогноз, который включает элементы воздействия на будущее.

Информация Шевцовой К.А., педагога-психолога «Итоги анкетирования по профессиональному самоопределению учащихся – участников инновационного проекта»

Аналитическая информация

о проведении анкетирования учащихся 6 «А» класса

ГУО «Ратомская средняя школа»

Дата: 29.11.2021

Количество участников: 19 человек

Результаты:

1 Склонность к работе с людьми Жук,Витковская,Тарсевич, Галбова, Иванов, Сиклицкая, Скуратович – 36%

2 Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе – 0%

3 Склонность к практической деятельности Козлов, Белазарович, Башаркевич, Боровский – 21%

4 Склонность к эстетическим видам деятельности Шатицкая, Климашевский,Ключеня – 15%

5 Склонность к экстремальным видам деятельностиНамазов,Русанович,Конон,Макей – 21%

6 Склонность к планово-экономическим видам деятельности – 0%

Выводы:

Опросник выявил, что ведущими смыслами в построении профессиональной стратегии обучающихся в 6 «А» классе школы на сегодняшний день являются 4 основных вида деятельности: склонность к работе с людьми, склонность к практической деятельности, склонность к экстремальным видам деятельности, склонность к эстетическим видам деятельности

1 место занимают склонность к работе с людьми 36 %

2 место занимают склонность к практической деятельности 21% и склонность к экстремальным видам деятельности21%

3 место занимает склонность к экстетическим видам деятельности 15%

Аналитическая информация

о проведении анкетирования учащихся 8 «Б» класса

ГУО «Ратомская средняя школа»

Дата: 30.11.2021

Количество участников: 15 человек

Цель: выявить профессиональные предпочтения

Методика:Дифференциально – диагностический опросник (Е.А. Климов)

Результаты:

«человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством - Данченко, Слипченко, Полещук, Брищук, Романовская – 33% «человек–техника» –все технические профессии –Абмётко – 0,6%

«человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением -  Полещук, Ковальчук, Брищук, Губич, Карпекина – 33% «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности Губич, Воробьёва – 13% «человек–художественный образ» –все творческие специальностиКалоша, Грищук, Слипченко, Протасевич, Корнейчик, Барановская – 40%

Примеры профессийвсоответствииспредставленнымитипами

 

Типпрофессии

Примеры профессий

человек-природа

садовник,зоотехник,ветеринар,животновод,геолог,агроном,биолог, пчеловод, почвовед , эколог, фермер и т.д.

человек-техника

слесарь,токарь,радиотехник,связист,швея,водитель,электрик,инженер, механик, монтажник, контролер, технолог и т.д.

человек-человек

продавец,воспитатель,няня,преподаватель,врач,медицинская сестра,официант,администратор,менеджер,юрист,журналисти т.д.

человек-знаковая система

чертежник, машинистка, оператор ЭВМ, радист, экономист, корректор, программист, бухгалтер, телеграфист, наборщик,редактор и т.д.

человек-

художественныйобраз

маляр,гравер,архитектор,фотограф,актер,шлифовщиккамней,художник, музыкант, модельер, стеклодув, хореограф и т.д.

Выводы:

Процентное соотношение показывает, что для учащихся наиболее интересными типами профессий являются: человек–художественный образ, человек–человек, человек–природа.

Аналитическая информация

о проведении анкетирования учащихся 4 «Б» класса

ГУО «Ратомская средняя школа»

Дата: 03.12.2021

Количество участников: 17 человек

Цель: выявить направленность интересов

Методика:Карта интересов младшего школьника (А.Е. Голомшток)

Результаты:

  1. Математика и техникаФёдоров, Белый, Белоус, Евтушкевич, Мартинович – 29%
  2. 2. Гуманитарная сфераСтаниславович, Абрамович, Евтушкевич – 17%
  3. Художественная деятельностьСтаниславович , Мартинович11%

4.Физкультура и спортФёдоров, Рыбак, Абрамович, Варфаломеев– 23%

5.Коммуникативные интересыДжиган,Рыбак, Зелянин, Сергеенко -23%

6.Природа и естествознаниеДецук, Синькевич, Гаврилькова, Варфаломеев, Стрельчик, Кривов – 35%

7.Домашние обязанности, труд по самообслуживаниюДецук, Синькевич, Стрельчик, Зелянин – 23%

Выводы:

Процентное соотношение показывает, что для детей наиболее интересными сферами являются:природа и естествознание, математика и техника, домашние обязанности, труд по самообслуживанию, коммуникативные интересы, физкультура и спорт.

СПРАВКА И ПРОТОКОЛ по результатам диагностического исследования изучения интересов и склонностей

УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА ГУО «Ратомская средняя школа»

Дата:20.12.2021

Цель: изучение интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности

Задачи: выявить склонности и интересы школьников

Ф. И.

обучающегося

От 1 до 4 – интерес слабо выражен

От 5 до 6 – выраженный интерес

Боровская Юлия

Физика математика – 3

История - 3

География – 5

Биология – 5

Домоводство – 6

Искусство - 5

Волкова Мария

Физика,математика – 3

География – 4

Биология – 4

История – 3

Педагогика-3

Химия – 5

Домоводство – 5

Искусство – 5

Спорт - 5

Гулис Ксения

География-3

История-3

Педагогика -4

Медицина-4

Домоводство - 5

Ермольчик Даниэль

Конструирование -4

Радиотехника- 4

 

Красиков Владимир

Математика – 3

Химия - 3

 

Ковальчук Тимур

Химия – 3

Конструирование -4

 

Мелеховец Татьяна

Физика, математика – 2

Педагогика-3

Медицина – 3

Искусство - 2

Химия – 5

География – 6

Биология – 6

Домоводство - 5

Михедко Мария

Химия – 3

История – 3

Спорт, военное дело - 2

География – 5

Биология – 6

Педагогика-5

Медицина – 5

Домоводство - 5

Мороз Владислав

Математика, физика – 4

Биология – 3

Медицина – 4

Спорт, военное дело - 4

Химия – 6

Радиотехника – 6

Конструирование – 6

Домоводство - 5

Мурашкин Артур

Радиотехника-3

Геология – 2

Военное дело, спорт-3

Домоводство - 5

Осипов Артём

Химия-3

Радиотехника - 5

Конструирование-6

Домоводство - 6

Рося Вера

Химия - 2

История 3

География-2

Медицина-3

Искусство-3

Спорт-3

Радиотехника-5

Домоводство-5

Седура Анна

География – 3

Биология – 3

Педагогика – 3

Искусство - 3

Домоводство - 5

Стаховский Артур

Радиотехника – 2

Биология – 2

Спорт, военное дело - 3

Домоводство - 5

Сушквич Роман

Химия – 2

Радиотехника - 3

Домоводство - 5

Фролов Андрей

Математика, физика – 3

Конструирование – 4

Медицина – 4

Спорт, военное дело - 4

Химия – 6

Радиотехника – 6

Домоводство - 5

Хлебик Александр

Химия – 3

Радиотехника – 4

Конструирование – 3

География – 4

Домоводство – 4

Спорт, военное дело -3

 

Чепля Виолетта

Домоводство – 4

Спорт военное дело – 4

История – 3

География -3

 

Шукуров Эльмир

Химия – 4

История – 3

Педагогика – 3

Спорт, военное дело -4

 

Выработка решения педагогического совета

1.Обеспечить реализацию мероприятий  первого этапа инновационного проекта. Сроки:

  1. Разработать маршрутные листы учащихся 4 «Б», 6 «А», 8 «Б», 9 классов. Сроки: декабрь 2021 г.
  2. Разработать интерактивные буклеты профессий
  3. Оформить методическую копилку внеклассных мероприятий и учебных занятий с использованием технологии форсайт.
  4. Провести анкетирование учащихся 8 «Б», 9 классов дальнейшему обучению на основе профессионального самоопределения. Сроки: январь 2022 г.
  5. Утвердить темы по самообразованию педагогов-участников инновационного проекта. Сроки: до 30.10.2022

 

Формирование  значимых гражданских качеств у учащихся посредством использования  методов форсайт-технологии: форсайт-проекта  и ролевого моделирования в воспитательном процессе   Климович Е.А.

Реализация потенциала современного урока химии посредством использования форсайт-технологии в профессиональном самоопределении учащихся профильных классов. Ракевич Н.В.

Использование «литературного форсайта» в разработке продукции школьных СМИ, мобильных приложений и интерактивных буклетов профориентационной направленности     Хвостович Е.

Формирование активной гражданской позиции у учащихся посредством реализации социально значимых  мини-проектов с использованием технологии форсайта    Хвостович Ю.Е.

Организация профориентационной работы с учащимися начальных классов посредством технологии «Детский форсайт»   Сазонова П.А.

 

 

 

свернуть

развернуть

Педсовет:

Использование технологии форсайт в образовательном процессе  ГУО «Ратомская средняя школа»

  • Цель  педагогического совета:

Совершенствование компетентностно-ориентированной образовательной среды учреждения образования через использование технологии форсайт

(3)Задачи педагогического совета:

Проанализировать работу педагогического коллектива по организации и проведении мероприятий первого этапа реализации инновационного проекта «Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе

методов стратегии форсайта»

Разработать  методические рекомендации по использованию педагогами  технологии форсайт  в образовательном процессе;

Ожидаемый результат

  • Овладение методами стратегии форсайта в образовательном процессе.
  • Повышение эффективности организации допрофильной подготовки и профильного обучения по формированию готовности учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, построение ими индивидуальной образовательной траектории.

Форма педагогического совета: работа проблемных групп.

Функции: организационно-управленческая, практико-ориентированная

Методы предварительного исследования:

  • Мониторинг анкетирования учащихся по профессиональному самоопределению
  1. Оформление  и техническое оснащение заседания педагогического совета.
  • Компьютер, презентация

(4)План проведения педсовета

  1. Вступительное слово Касилович Т.В., директора школы, «Технология форсайт – технология формирования значимых качеств в самоопределении и саморазвитии личности обучающегося»
  2. Информация Ужакина П.Н., заместителя по УР, «Стратегия форсайт в современной образовательной практике»
  3. Информация Шевцовой К.А., педагога-психолога «Итоги анкетирования по профессиональному самоопределению учащихся – участников инновационного проекта»
  4. Работа в творческих группах:
    • Проблемная группа № 1 «Методы форсайт на учебных занятиях»
    • Проблемная группа №3 «Формирование умений и навыков самообразования и самопланирования у учащихся»
  5. Выработка решения педсовета, исходя из результатов деятельности творческих групп

III. Ход заседания педагогического совета

  1. Вступительное слово директора школы Касилович Т.В. «Образовательный процесс как основной фактор формирования здоровьесберегающего пространства».

      (5-6 фото)  Образование — необходимый и один из самых важных стратегических  элементов  социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование, как на целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Сохранение и укрепление здоровья граждан является стратегической задачей Беларуси… Забота о подрастающем поколении — залог успешного будущего и устойчивого развития страны. Очень важно, чтобы юноши и девушки активно участвовали в развитии общества, обладали высокими моральными качествами и обязательно занимались массовыми видами спорта. Однако в современных условиях состояние здоровья, как взрослого населения, так и детей в Беларуси, вызывает обоснованную тревогу. Сегодня мы с вами рассмотрим и проработаем актуальные направления работы по созданию и развитию здоровьесберегающей среды в нашем учреждении.

  1. 2. Информация Ужакина П.Н., заместителя УР «Стратегия форсайт в современной образовательной практике»

В условиях обновления целевых установок образования формирование, становление и развитие самообразования учащихся как ресурса повышения качества образования предполагает освоение педагогами современного инструментария и активного использования его в организации образовательного процесса. В настоящее время в зарубежной, российской образовательной практике активно используется стратегия форсайта, которая себя успешно зарекомендовала в экономике и бизнесе.

На сегодняшний день пока есть много разночтений в понимании стратегии форсайта  (от англ. technological foresight), дословный перевод термина «форсайт» на русский язык, — это «видение будущего». Отличительной характеристикой данной стратегии является то, что она открыта абсолютно для всех и не накладывает ограничений на участников создания образа будущего. В то же время, имеет отличия и от метода проектов. Создание проекта предполагает не только постановку цели, но и способов ее достижения. Форсайт – стратегия более открытая, не ограничивающая рамками творческий потенциал участников. Это означает, что итогом работы может стать определенная концепция развития, вектор определяющий направление работы на долгосрочную перспективу, вовлекающий участников к обсуждению идей в группах. Методы стратегии форсайта позволяют генерировать большое количество идей, находить совместные решения, которые в свою очередь могут помочь улучшить и развить собственные стратегии участников. Форсайт выступает не только как стратегия, форсайт может быть инструмент коммуникации по поводу своего будущего субъектами, в частности, образовательного процесса.

Целевые установки стратегии форсайта совпадают с методологическими обоснованиями самообразования, что и определило выбор данной стратегии для инновационного проекта. Овладение учащимися методами данной стратегии позволит получить максимально возможную информации о будущем, что обеспечит принятие решений посредством креативного и аналитичного предвидения. Это позволит учащимся оттачивают важнейшие навыки самостоятельности посредством предвидения развития событий и управления изменениями в условиях неопределённости и неоднозначности, формировать своё будущее в соответствии с собственными предпочтениями.

Совокупность методов, которыми располагает стратегия форсайта, довольно широка, их можно систематизировать по нескольким критериям: по типу форсайта: нормативный (построение желаемого будущего) или поисковый (формирование картины будущего исходя из выявленных тенденций); по цели (выработка идей или анализ), по инструментарию (количественные или качественные), по методам работы с экспертами (очные и заочные, опросы и непосредственное личное взаимодействие); по степени традиционности и новизны[1].

Основные методы, которые используются на сегодняшний день при проведении Форсайтов, отражают его разные функции – прогнозную (прогнозирование тенденций), аналитическую (анализ существующей ситуации), креативную (выработку новых идей относительно будущего). Ряд методов, наряду с указанными функциями обеспечивает взаимодействие субъектов. Соответственно условно можно разделить всю совокупность методов на 4 группы. Все методы изображаются в виде ромба, по углам которого сосредоточены такие характеристики как креативность (творческий потенциал), экспертиза и прогнозирование, анализ, взаимодействие. Некоторые методы могут быть использованы для разных целей: для прогнозирования, для изучения среды и анализа тенденций, для выработки идей относительно будущего и получения идей по поводу текущих задач (и соответственно будут повторяться в разных группах). Кристалл или «бриллиант» методов стратегии форсайта изображен на рисунке 1.

Соответственно можно насчитать в этой совокупности 33 метода: 17 качественных методов, 10 полуколичественных и 6 количественных методов[2]. Методы прогнозирования (экспертизы): метод дельфи, (Delphi); разработка сценариев (Scenarios); определение критических технологий; экстраполяция тенденций (Trend Extrapolation); имитационное моделирование (Simulation Modelling); метод критических/ключевых технологий (Critical/Key Technologies); метод исторической аналогии

Методы анализа: SWOT, (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats –analysis; STEEPV; анализ взаимного влияния (Сross-impact – Analysis); сканирование окружающей среды (Environmental Scanning); экспертная панель (Expert Panels); подготовка эссе; анализ взаимных воздействий (Cross Impact Analysis); метод дерева релевантности (Relevance Trees); Ваlance score card.

Методы выработки идей (креативные методы): экспертные обсуждения; фокус-группы; мозговые штурмы (brainstorming); конференции;

подготовка эссе; морфологический анализ (Morphological Analysis); экспертная панель (Expert Panels);

Новые креативные методы: дикие карты (wild card); метод дорожных карт развития технологий (Technology Roadmapping, TRM); метод дерева релевантности (Relevance Trees).

Значительную популярность получил качественный метод прогнозирования «дельфи». Метод предполагает заочное анонимное участие и общение большого числа экспертов, а также организацию обратной связи посредством проведения интepaктивной процедуры анкетного опроса экспертов. Опрос состоит из двух этапов: индивидуальный опрос экспертов, обычно в форме анкет, формирование организационной группой коллективного мнения;  доведение результата (сформированного коллективного мнения) до сведения экспертов с целью пересмотра ими своих прежних оценок для выработки согласованного решения. Каждый эксперт при этом знакомится с мнениями и аргументами других экспертов, но не знает, кто именно высказал то или иное положение. Процедура повторяется до нескольких раз.

«Критические технологии» («ключевые технологии»). Предварительный перечень критических технологий формируется на основе экспертных опросов и интервью. Привлекаются эксперты, обладающие самой высокой квалификацией в соответствующих областях. Затем перечень обсуждается в рамках специальных экспертных панелей и фокус-групп, в результате происходит окончательный отбор и согласование перечня критических технологий.

Метод «эталонного анализа» (англ. benchmarking). Суть совмещения состоит в дополнительном проведении сравнения с другими объектами.

Метод «мозгового штурма» – общение без ограничений, без анонимности, очный и заочный варианты. Данный метод исследования предполагает коллективное «набрасывание» идей по заданной тематике всеми участниками штурма. Метод включает два этапа: этап выдвижения (генерации) идей; этап анализа выдвинутых идей. Специфика «Мозгового штурма» состоит в применении запретных правил на этапе генерации: запрет критики, запрет обоснований выдвигаемых идей. Наряду с запретами применяется и поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и даже фантастические. На этапе анализа организационная группа выявляет рациональные основы в каждой выдвинутой идее. Современный вариант метода – заочное общение без анонимности средствами Интернет. Метод «Мозгового штурма» рекомендуется применять для поиска решений в недостаточно исследованной области, выявления новых направлений решения проблемы. Метод эффективен для поиска новых сфер применения, а также для выявления недостатков существующего. По этой причине метод можно использовать для поиска новых желаемых компетенций будущего выпускника, выявления недостатков в формулировке и структуре уже заявленных компетенций. Метод часто комбинируют с другими методами, которые он успешно дополняет.

Весьма близок по своей сути к «Мозговому штурму» часто применяемый на практике «метод совещаний», его очный и заочный варианты. Метод имеет свои дополнительные ограничения: наличие повестки дня и фиксированного регламента мероприятия. Как «мозговой штурм», так и «метод совещаний», как правило, недостаточны сами по себе для заключительного экспертного анализа, но активно используются в сочетании с другими метода форсайта. В частности, они удачно сочетаются с методами «дельфи» и «экспертные панели», дополняя их. Оба эти метода вполне могут быть включены в методику построения ожидаемого целевого качества образования будущего выпускника.

Метод «SWOT-анализ» предполагает разработку нескольких сценариев развития исследуемого явления (построение нескольких вариантов КО выпускника): проявляющего сильные стороны (англ. Strengths), проявляющего слабые стороны (англ. Weaknesses), возможности и перспективы (англ. Opportunities), угрозы негативного будущего (англ. Threats). Такой анализ часто дополняет основной метод Форсайт-исследования и может быть полезен при прогнозировании нескольких КО будущего выпускника с учетом возможности развития образовательного процесса по нескольким сценариям.

Метод «литературный обзор» заключается в сборе и анализе уже существующих в различных источниках экспертных мнений, касающихся исследуемого образа будущего. По этой причине «Литературный обзор» используют в сочетании с подавляющим количеством методов Форсайт исследований. Метод имеет не только вспомогательное, но и самостоятельное значение, получив в некоторых исследованиях термин «Литературный Форсайт». Профессионально обработанные и опубликованные результаты «Литературного форсайта» удовлетворяют одному из наиболее важных критериев качественного форсайт-исследования: доступность результатов для широкой аудитории.

С развитием наукометрики, увеличением доступности к различного уровня базам индексирования и цитируемости в последнее время отмечается рост применения метода «Библиометрический анализ», позволяющего определить содержательную оценку публикаций по исследуемой тематике согласно количественным данным: количество публикаций, цитируемость, распределение по тематике, времени и т.д.

Метод «мастерские будущего» является фактически вариантом научно-практических конференций, симпозиумов, форумов и других подобных мероприятий на которых все участники выступают с докладами и презентациями о собственном видении будущего. Метод предполагает дискуссию: вопросы и обсуждения.

Метод «экспертных панелей» предполагает составление банка вопросов, а затем отбор вопросов для составления конкретных анкет для опроса экспертов. Очень важным моментом является выделение суммы «панелей», т.е. тематических векторов, которые предлагаются экспертам для изучения. Системный подход к построению экспертных панелей требует, чтобы в обязательном порядке был сформулирован программный вопрос. Программный вопрос – это главный вопрос, задаваемый всей программой исследования, иногда он может быть единственным, на который отвечает все экспертное исследование. Программный вопрос несет смысловую нагрузку. Подбор потенциальных экспертов может проводиться на основе следующих методов: метод «реестр». в результате многократно проведенных экспертиз во время которых ведется реестр возможных экспертов, обеспечивающий затем выборку по различным критериям; метод «снежный ком: от каждого специалиста, привлекаемого в качестве эксперта, получают несколько фамилий тех, кто может быть экспертом по рассматриваемой тематике, таким образом лавинообразно увеличивается количество потенциальных экспертов; метод «успешность участия в предыдущих экспертизах»; метод «использование формальных показателей»; метод «самооценка компетентности»; метод «взаимооценка компетентности».

Методика применения «экспертных панелей» для мониторинга видов и задач профессиональной деятельности выпускника, а, в конечном итоге – для формулировки компетентностного портрета (образа) будущего выпускника может быть реализована в виде следующей последовательности действий и мероприятий: разработка анкет подбора экспертов; составление анкет опроса экспертов; выработка согласованного мнения экспертов в терминах компетенций; формулировка прогнозируемого целевого компетентностного образа выпускника образовательной программы как совокупного ожидаемого результата образования. Данные о распространении наблюдаемых сочетаний методик по результатам анализа использования 26 методов в 775 исследуемых случаях. Так, если центральным избранным методом является метод «экспертные панели», то в 65 % случаев он совмещается на практике с методом «литературный обзор»; в 34 % с «мастерскими будущего»; в 34 % со «сценариями будущего»; в 27 % случаев с «Мозговым штурмом».

Разработка сценариев – метод, позволяющий оцепить наиболее вероятный ход развития событий и вероятные последствия принимаемых решений. Разрабатываемые сценарии развития анализируемой ситуации позволяют с тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину состояний. к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий.

Экстраполяция тенденций - это метод научного исследования, который основан на распространении прошлых и настоящих тенденций, закономерностей, связей на будущее развитие объекта прогнозирования. Методы экстраполяции наиболее распространенные в группе формализованных. Цель методов экстраполяции – показать, к какому состоянию в будущем может прийти объект, если его развитие будет осуществляться с той же скоростью или ускорением, что и в прошлом.

Имитационное моделирование - метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему (построенная модель описывает процессы так, как они проходили бы в действительности), с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Такую модель можно «проиграть» во времени, как для одного испытания, так и заданного их множества. При этом результаты будут определяться случайным характером процессов.

Метод критических/ключевых технологий – применение данного метода раскладывается на следующие основные этапы: ормирование группы экспертов либо экспертных панелей; составление первоначального списка технологий; выбор системы критериев для оценки технологий; оценка первоначального списка технологий экспертами по выбранной системе критериев; формирование перечня критических технологий с учетом результатов оценки.

Метод исторических аналогий - метод прогнозирования, основанный на сравнении известных исторических событий с аналогичными событиями и явлениями, которые могут произойти в будущем. Используется чаще всего в общественных и экономических науках для определения путей развития новых отраслей, экономических районов; воздействия новых товаров на рынок и пр.

STEEPV-анализ - это система, с помощью которой можно классифицировать важные тренды и потенциальные возможности развития. Набор категорий полный, всеобъемлющий, поэтому участникам семинара или рабочей группы не приходится пробуксовывать, анализируя лишь узкий набор факторов и условий. STEEPV-анализ также является базой для малоизвестного метода групповой работы по определению долгосрочных ключевых актуальных проблем.

Анализ взаимного влияния факторов применяется для изучения потенциального взаимодействия между прогнозами. Отдельные события могут взаимодействовать между собой, ослабляя влияние друг друга, в то время как другие факторы способствуют ускорению развития или приближению катастрофы.

Сканирование окружающей среды – это практика сбора данных. Она направлена на сбор информации об окружающей среде, такой как офис или учреждение, которые могут быть использованы в планировании, разработке и постоянном мониторинге руководителями и руководителями. После того, как данные были собраны с помощью сканирования, они могут быть обработаны и проанализированы для создания краткого отчета, который будет использоваться в процессе принятия решений.

Метод дерева - деревья решений это метод представления решающих правил в иерархической структуре, состоящей из элементов двух типов — узлов (node) и листьев (leaf). В узлах находятся решающие правила и производится проверка соответствия примеров этому правилу по какому-либо атрибуту обучающего множества. В простейшем случае, в результате проверки, множество примеров, попавших в узел, разбивается на два подмножества, в одно из которых попадают примеры, удовлетворяющие правилу, а в другое — не удовлетворяющие.

Методы выработки идей - метод выработки новых идей, который заключается в проведении совещания. Оно организуется и проводится ведущим с целью втянуть собравшихся в открытую и заинтересованную дискуссию. Участники сами предлагают новые идеи. При этом важно их фокусировать на обсуждении определенной области, в которой ведется поиск новой продукции.

Экспе́ртное оце́нивание — процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).

Фо́кус-гру́ппа — представляет собой качественный метод в социологии, заключающийся в организации исследования посредством сбора группы для обсуждения поставленной задачи.

Метод «мозговой атаки» в основе метода лежит идея о том, что для пробуждения творческой инициативы субъекта нужно поместить человека в необычные условия: сделать его участником игры или дискуссии с элементами игры, вырвать из привычной обстановки. Не рекомендуют приглашать специалистов по обсуждаемой проблеме.

Морфологический анализ (метод морфологического анализа) — метод решения задач, основанный на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Относится к эвристическим методам.

Безусловно, некоторые методы могут служить и для анализа и для выработки идей.  Нормативная методология больше использует делфи-опросы и методы, основанные на качественной информации. В частности широкое развитие получил метод экспертных панелей, ориентированный в большей степени на работу не только с количественной, но и с качественной информацией, получаемой непосредственно от экспертов. Качественная информация как правило представляется в виде вербальных (словесных) описаний, когда оценки получены с помощью вербальных или вербально числовых шкал, когда имеется информация лишь о сравнительных оценках альтернативных вариантов. Используются т.н. «сценарии успеха» и составление «желаемого сценария коллективной деятельности», где участники пробуют установить общедоступное видение будущего, которое является и желательным и вероятным, и идентифицировать пути, которыми оно могло бы быть достигнуто.

Таким образом, стратегия форсайта – это совокупность инструментов, эффективных методов,  позволяющих не просто предугадывать проблемы будущего, а ставить цель в виде желаемого ожидаемого результата, определяя необходимое настоящее состояние. Это активный прогноз, который включает элементы воздействия на будущее.

Информация Шевцовой К.А., педагога-психолога «Итоги анкетирования по профессиональному самоопределению учащихся – участников инновационного проекта»

Аналитическая информация

о проведении анкетирования учащихся 6 «А» класса

ГУО «Ратомская средняя школа»

Дата: 29.11.2021

Количество участников: 19 человек

Результаты:

1 Склонность к работе с людьми Жук,Витковская,Тарсевич, Галбова, Иванов, Сиклицкая, Скуратович – 36%

2 Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе – 0%

3 Склонность к практической деятельности Козлов, Белазарович, Башаркевич, Боровский – 21%

4 Склонность к эстетическим видам деятельности Шатицкая, Климашевский,Ключеня – 15%

5 Склонность к экстремальным видам деятельностиНамазов,Русанович,Конон,Макей – 21%

6 Склонность к планово-экономическим видам деятельности – 0%

Выводы:

Опросник выявил, что ведущими смыслами в построении профессиональной стратегии обучающихся в 6 «А» классе школы на сегодняшний день являются 4 основных вида деятельности: склонность к работе с людьми, склонность к практической деятельности, склонность к экстремальным видам деятельности, склонность к эстетическим видам деятельности

1 место занимают склонность к работе с людьми 36 %

2 место занимают склонность к практической деятельности 21% и склонность к экстремальным видам деятельности21%

3 место занимает склонность к экстетическим видам деятельности 15%

Аналитическая информация

о проведении анкетирования учащихся 8 «Б» класса

ГУО «Ратомская средняя школа»

Дата: 30.11.2021

Количество участников: 15 человек

Цель: выявить профессиональные предпочтения

Методика:Дифференциально – диагностический опросник (Е.А. Климов)

Результаты:

«человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством - Данченко, Слипченко, Полещук, Брищук, Романовская – 33% «человек–техника» –все технические профессии –Абмётко – 0,6%

«человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением -  Полещук, Ковальчук, Брищук, Губич, Карпекина – 33% «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности Губич, Воробьёва – 13% «человек–художественный образ» –все творческие специальностиКалоша, Грищук, Слипченко, Протасевич, Корнейчик, Барановская – 40%

Примеры профессийвсоответствииспредставленнымитипами

 

Типпрофессии

Примеры профессий

человек-природа

садовник,зоотехник,ветеринар,животновод,геолог,агроном,биолог, пчеловод, почвовед , эколог, фермер и т.д.

человек-техника

слесарь,токарь,радиотехник,связист,швея,водитель,электрик,инженер, механик, монтажник, контролер, технолог и т.д.

человек-человек

продавец,воспитатель,няня,преподаватель,врач,медицинская сестра,официант,администратор,менеджер,юрист,журналисти т.д.

человек-знаковая система

чертежник, машинистка, оператор ЭВМ, радист, экономист, корректор, программист, бухгалтер, телеграфист, наборщик,редактор и т.д.

человек-

художественныйобраз

маляр,гравер,архитектор,фотограф,актер,шлифовщиккамней,художник, музыкант, модельер, стеклодув, хореограф и т.д.

Выводы:

Процентное соотношение показывает, что для учащихся наиболее интересными типами профессий являются: человек–художественный образ, человек–человек, человек–природа.

Аналитическая информация

о проведении анкетирования учащихся 4 «Б» класса

ГУО «Ратомская средняя школа»

Дата: 03.12.2021

Количество участников: 17 человек

Цель: выявить направленность интересов

Методика:Карта интересов младшего школьника (А.Е. Голомшток)

Результаты:

  1. Математика и техникаФёдоров, Белый, Белоус, Евтушкевич, Мартинович – 29%
  2. 2. Гуманитарная сфераСтаниславович, Абрамович, Евтушкевич – 17%
  3. Художественная деятельностьСтаниславович , Мартинович11%

4.Физкультура и спортФёдоров, Рыбак, Абрамович, Варфаломеев– 23%

5.Коммуникативные интересыДжиган,Рыбак, Зелянин, Сергеенко -23%

6.Природа и естествознаниеДецук, Синькевич, Гаврилькова, Варфаломеев, Стрельчик, Кривов – 35%

7.Домашние обязанности, труд по самообслуживаниюДецук, Синькевич, Стрельчик, Зелянин – 23%

Выводы:

Процентное соотношение показывает, что для детей наиболее интересными сферами являются:природа и естествознание, математика и техника, домашние обязанности, труд по самообслуживанию, коммуникативные интересы, физкультура и спорт.

СПРАВКА И ПРОТОКОЛ по результатам диагностического исследования изучения интересов и склонностей

УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА ГУО «Ратомская средняя школа»

Дата:20.12.2021

Цель: изучение интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности

Задачи: выявить склонности и интересы школьников

Ф. И.

обучающегося

От 1 до 4 – интерес слабо выражен

От 5 до 6 – выраженный интерес

Боровская Юлия

Физика математика – 3

История - 3

География – 5

Биология – 5

Домоводство – 6

Искусство - 5

Волкова Мария

Физика,математика – 3

География – 4

Биология – 4

История – 3

Педагогика-3

Химия – 5

Домоводство – 5

Искусство – 5

Спорт - 5

Гулис Ксения

География-3

История-3

Педагогика -4

Медицина-4

Домоводство - 5

Ермольчик Даниэль

Конструирование -4

Радиотехника- 4

 

Красиков Владимир

Математика – 3

Химия - 3

 

Ковальчук Тимур

Химия – 3

Конструирование -4

 

Мелеховец Татьяна

Физика, математика – 2

Педагогика-3

Медицина – 3

Искусство - 2

Химия – 5

География – 6

Биология – 6

Домоводство - 5

Михедко Мария

Химия – 3

История – 3

Спорт, военное дело - 2

География – 5

Биология – 6

Педагогика-5

Медицина – 5

Домоводство - 5

Мороз Владислав

Математика, физика – 4

Биология – 3

Медицина – 4

Спорт, военное дело - 4

Химия – 6

Радиотехника – 6

Конструирование – 6

Домоводство - 5

Мурашкин Артур

Радиотехника-3

Геология – 2

Военное дело, спорт-3

Домоводство - 5

Осипов Артём

Химия-3

Радиотехника - 5

Конструирование-6

Домоводство - 6

Рося Вера

Химия - 2

История 3

География-2

Медицина-3

Искусство-3

Спорт-3

Радиотехника-5

Домоводство-5

Седура Анна

География – 3

Биология – 3

Педагогика – 3

Искусство - 3

Домоводство - 5

Стаховский Артур

Радиотехника – 2

Биология – 2

Спорт, военное дело - 3

Домоводство - 5

Сушквич Роман

Химия – 2

Радиотехника - 3

Домоводство - 5

Фролов Андрей

Математика, физика – 3

Конструирование – 4

Медицина – 4

Спорт, военное дело - 4

Химия – 6

Радиотехника – 6

Домоводство - 5

Хлебик Александр

Химия – 3

Радиотехника – 4

Конструирование – 3

География – 4

Домоводство – 4

Спорт, военное дело -3

 

Чепля Виолетта

Домоводство – 4

Спорт военное дело – 4

История – 3

География -3

 

Шукуров Эльмир

Химия – 4

История – 3

Педагогика – 3

Спорт, военное дело -4

 

Выработка решения педагогического совета

1.Обеспечить реализацию мероприятий  первого этапа инновационного проекта. Сроки:

  1. Разработать маршрутные листы учащихся 4 «Б», 6 «А», 8 «Б», 9 классов. Сроки: декабрь 2021 г.
  2. Разработать интерактивные буклеты профессий
  3. Оформить методическую копилку внеклассных мероприятий и учебных занятий с использованием технологии форсайт.
  4. Провести анкетирование учащихся 8 «Б», 9 классов дальнейшему обучению на основе профессионального самоопределения. Сроки: январь 2022 г.
  5. Утвердить темы по самообразованию педагогов-участников инновационного проекта. Сроки: до 30.10.2022

 

Формирование  значимых гражданских качеств у учащихся посредством использования  методов форсайт-технологии: форсайт-проекта  и ролевого моделирования в воспитательном процессе   Климович Е.А.

Реализация потенциала современного урока химии посредством использования форсайт-технологии в профессиональном самоопределении учащихся профильных классов. Ракевич Н.В.

Использование «литературного форсайта» в разработке продукции школьных СМИ, мобильных приложений и интерактивных буклетов профориентационной направленности     Хвостович Е.

Формирование активной гражданской позиции у учащихся посредством реализации социально значимых  мини-проектов с использованием технологии форсайта    Хвостович Ю.Е.

Организация профориентационной работы с учащимися начальных классов посредством технологии «Детский форсайт»   Сазонова П.А.

 

 

 

свернуть