Преемственность с учреждениями дошкольного образования

План мероприятий по взаимодействия ГУО «Ратомская средняя школа» с ДОУ «Ратомский ясли-сад № 2» и ДОУ «Ратомский ясли-сад» на 2021/2022 уч.год

развернуть

 

 

 

ЦЕЛЬ:

Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования.

ЗАДАЧИ:

- уменьшение негативных проявлений адаптационного периода;

- создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья младшего школьника;

- обеспечение своевременной адекватной коррекционно-педагогической помощи первоклассникам.

Направления деятельности:

- организационно методическая работа;

- диагностика и психологическое обследование;

- коррекционно-развивающая работа;

- работа с детьми;

- сотрудничество «школа-сад-семья»

 

Сроки

 

 

Содержание работы

 

Ответственные

 

Место проведения

Отметка о выполнении

Сентябрь

Организация работы по преемственности. Утверждение плана работы

Касилович Т.В.

Мельникова М.В.

Швабовская Е.В.

ГУО «Ратомская средняя школа» ДУО «Ратомский ясли-сад №2»

ДУО «Ратомский ясли-сад»

 

Сентябрь-октябрь

Анализ психологической готовности детей к обучению в школе

Костюкевич Е.А.

Киселёва Е.И.

ДУО «Ратомский ясли-сад №2»

ДУО «Ратомский ясли-сад»

 

В течение года

Осуществление единого подхода в соблюдении режима дня, не допускающего физической, психологической и интеллектуальной перегрузки и способствующего общему развитию и оздоровлению ребенка.

Касилович Т.В., Мельникова М.В.

Швабовская Е.В.

ГУО «Ратомская средняя школа»

ДУО «Ратомский ясли-сад №2»

ДУО «Ратомский ясли-сад»

 

В течение года

Изучение, анализ нормативных правовых документов   по подготовке детей к школе

Учителя, воспитатели

ГУО «Ратомская средняя школа»

ДУО «Ратомский ясли-сад №2»

ДУО «Ратомский ясли-сад»

 

В течение года

Взаимопосещения уроков в 1-х классах и занятий в старшой группе

 

Учителя, воспитатели

ГУО «Ратомская средняя школа» ДУО «Ратомский ясли-сад №2»

ДУО «Ратомский ясли-сад»

 

Сентябрь-май

Подготовка памяток для родителей: «Что такое готовность к школе?», «Развитие мелкой моторики», «Развитие речи дошкольников», «12 советов родителям будущих первоклассников»

Костюкевич Е.А.

Шевцова К.А.

Киселёва Е.И.

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

В течение года

Консультации для учителей первых классов и воспитателей детского сада

Администрация ГУО, ДУО

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

Сентябрь-октябрь

Проведение психодиагностической работы с учащимися первых классов, направленной на выявление уровня и особенностей развития детей

Жангловская Т.В.

Клименя Е.П.

Смоляная В.С.

ДУО «Ратомский ясли-сад №2»

ДУО «Ратомский ясли-сад»

 

Сентябрь

Проведение адаптационных классных часов в первых классах «Я – школьник»

Учителя 1-х классов

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

Ноябрь

Рекомендации по работе с детьми по результатам диагностики психического развития

Шевцова К.А.

 

 

Сентябрь - ноябрь

Наблюдение за процессом адаптации выпускников дошкольных учреждений в школе. Оказание психологической помощи учителям в организации образовательного процесса по курсу «Введение в школьную жизнь»

Шевцова К.А.

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

Октябрь-декабрь

Занятия с учащимися по проблеме школьной тревожности (по результатам диагностики)

Шевцова К.А.

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

По плану ЦКРОиР

Обследование речи детей 4-6 лет дефектологом

Жангловская Т.В.

Клименя Е.П.

Смоляная В.С.

ДУО «Ратомский ясли-сад №2»

ДУО «Ратомский ясли-сад»

 

Сентябрь

Обследование речи учащихся 1-х классов дефектологом

Клименя Е.П.

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

В течение года

Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми низкого уровня интеллектуального развития

Клименя Е.П.

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

Декабрь

Организация консультативной помощи родителям по вопросу семейного воспитания

Учителя 1-х классов

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

Октябрь-апрель

Развитие образовательных и оздоровительных услуг в соответствии с запросами законных представителей. Организация работы «Школы развития» для детей 5-6-летнего возраста

Касилович Т.В., учителя 4-х классов

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

В течение года

Организация экскурсий воспитанников ДУ в школу

Воспитатели

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

В течение года

Проведение коррекционных занятий с детьми, имеющими нарушение речи

Жангловская Т.В.

Клименя Е.П.

Смоляная В.С.

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

Май

Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе»

Шевцова К.А.

ДУО «Ратомский ясли-сад №2»

ДУО «Ратомский ясли-сад»

 

Август

Родительские собрания

Администрация

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

 

 

Заместитель директора по учебной работе                                                                               П.Н. Ужакин

 

 

свернуть

План мероприятий по взаимодействия ГУО «Ратомская средняя школа» и ДОУ «Ратомский ясли-сад № 2» на 2021/2022 уч.год

развернуть

 

 

ЦЕЛЬ:

Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования.

ЗАДАЧИ:

- уменьшение негативных проявлений адаптационного периода;

- создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья младшего школьника;

- обеспечение своевременной адекватной коррекционно-педагогической помощи первоклассникам.

Направления деятельности:

- организационно методическая работа;

- диагностика и психологическое обследование;

- коррекционно-развивающая работа;

- работа с детьми;

- сотрудничество «школа-сад-семья»

 

Сроки

 

 

Содержание работы

 

Ответственные

 

Место проведения

Отметка о выполнении

Сентябрь

Организация работы по преемственности. Утверждение плана работы

Касилович Т.В.

Мельникова М.В.

ГУО «Ратомская средняя школа» ДУО «Ратомский ясли-сад №2»

 

Сентябрь-октябрь

Анализ психологической готовности детей к обучению в школе

Костюкевич Е.А.

ДУО «Ратомский ясли-сад №2»

 

В течение года

Осуществление единого подхода в соблюдении режима дня, не допускающего физической, психологической и интеллектуальной перегрузки и способствующего общему развитию и оздоровлению ребенка.

Касилович Т.В., Мельникова М.В.

ГУО «Ратомская средняя школа»

ДУО «Ратомский ясли-сад №2»

 

В течение года

Изучение, анализ нормативных правовых документов   по подготовке детей к школе

Учителя, воспитатели

ГУО «Ратомская средняя школа»

ДУО «Ратомский ясли-сад №2»

 

В течение года

Взаимопосещения уроков в 1-х классах и занятий в старшой группе

 

Учителя, воспитатели

ГУО «Ратомская средняя школа» ДУО «Ратомский ясли-сад №2»

 

Сентябрь-май

Подготовка памяток для родителей: «Что такое готовность к школе?», «Развитие мелкой моторики», «Развитие речи дошкольников», «12 советов родителям будущих первоклассников»

Костюкевич Е.А.

Шевцова К.А.

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

В течение года

Консультации для учителей первых классов и воспитателей детского сада

Администрация ГУО, ДУО

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

Сентябрь-октябрь

Проведение психодиагностической работы с учащимися первых классов, направленной на выявление уровня и особенностей развития детей

Жангловская Т.В.

Клименя Е.П.

ДУО «Ратомский ясли-сад №2»

 

Сентябрь

Проведение адаптационных классных часов в первых классах «Я – школьник»

Учителя 1-х классов

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

Ноябрь

Рекомендации по работе с детьми по результатам диагностики психического развития

Шевцова К.А.

 

 

Сентябрь - ноябрь

Наблюдение за процессом адаптации выпускников дошкольных учреждений в школе. Оказание психологической помощи учителям в организации образовательного процесса по курсу «Введение в школьную жизнь»

Шевцова К.А.

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

Октябрь-декабрь

Занятия с учащимися по проблеме школьной тревожности (по результатам диагностики)

Шевцова К.А.

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

По плану ЦКРОиР

Обследование речи детей 4-6 лет дефектологом

Жангловская Т.В.

Клименя Е.П.

ДУО «Ратомский ясли-сад №2»

 

Сентябрь

Обследование речи учащихся 1-х классов дефектологом

Клименя Е.П.

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

В течение года

Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми низкого уровня интеллектуального развития

Клименя Е.П.

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

Декабрь

Организация консультативной помощи родителям по вопросу семейного воспитания

Учителя 1-х классов

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

Октябрь-апрель

Развитие образовательных и оздоровительных услуг в соответствии с запросами законных представителей. Организация работы «Школы развития» для детей 5-6-летнего возраста

Касилович Т.В., учителя 4-х классов

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

В течение года

Организация экскурсий воспитанников ДУ в школу

Воспитатели

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

В течение года

Проведение коррекционных занятий с детьми, имеющими нарушение речи

Жангловская Т.В.

Клименя Е.П.

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

Май

Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе»

Шевцова К.А.

ДУО «Ратомский ясли-сад №2»

 

Август

Родительские собрания

Администрация

ГУО «Ратомская средняя школа»

 

 

 

 

Заместитель директора по учебной работе                                                                               П.Н. Ужакин

 

 

свернуть

Цели и задачи сотрудничества I ступени общего среднего образования и дошкольного образования

развернуть

 

Главные цели деятельности дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования:

- формирование у детей умения учиться;

- создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения;

- для дошкольного образования - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

Основные задачи сотрудничества дошкольного образования и первой ступенью общего среднего образования:

улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе;

- обеспечение естественности перехода из разновозрастной группы дошкольного образования в первый класс общего среднего образования и обеспечение быстрой адаптации;

- углубление интереса к жизни школы;

- обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семье в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу;

- установление связи между программами, формами и методами работы дошкольного образования и общего среднего образования;

- установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии;

- установление связи в развитии личности ребенка в целом;

- осуществление преемственности дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования в формировании универсальных и специальных знаний;

- преемственность содержания образования и воспитания в разновозрастной группе дошкольного образования и первом классе общего среднего образования.

 

свернуть

Формы работы I ступени общего среднего образования и дошкольного образования

развернуть

 

Между учреждениями образования «Ждановичская средняя школа», «Ждановичский ясли-сад №1», «Ждановичский ясли-сад №3» планируются и проводятся следующие мероприятия по преемственности:

- педагогические советы, семинары, круглые столы педагога разновозрастной группы дошкольного образования, педагогов школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;

- планирование и осуществление совместной практической деятельности педагога и учителей с детьми–дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);

- встречи родителей с будущими учителями;

- посещение воспитателем разновозрастной группы уроков в школе, а учителями школ занятий в группе с последующим обсуждением;

- совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателя дошкольного учреждения с участием руководителя учреждения;

- организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

- совместная подготовка к праздникам, организация выставок;

- проведение Дня открытых дверей.

 

свернуть

Памятка родителям детей, посещающих занятия дефектолога

развернуть

 

Уважаемые родители!

Коррекционные занятия по устранению нарушений звукопроизношения  проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. После занятий индивидуально каждому  воспитаннику, в соответствии с его речевым нарушением, даются задания на дом.  Домашние задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на коррекционных занятиях в детском саду.

При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:

  1. Приступать к выполнению домашнего  задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок  здоров, сыт, спокоен.
  2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст  правильное звукопроизношение, четкая  и разборчивая речь.
  3. Домашние  задания выполняются  систематически, ежедневно, точно по  рекомендации дефектолога.
  4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.
  5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
  6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент  ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
  7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите,  выполните  предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
  8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

Автоматизация звуков в домашних условиях

Дорогие родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ученик ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Общие положения

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление  условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.    Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. 

Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. 

Памятка  родителям

детей с тяжелыми нарушениями речи

(советы учителя-дефектолога)

Чтобы Ваш ребёнок смог освоить всю сложную систему русского языка, ему требуется помощь не только специалистов (логопеда, невролога, психолога, дефектолога и др.), но и Ваша поддержка и внимание. При правильном понимании и отношении родителей к речевому дефекту ребёнка, при активном участии мамы и папы в процессе преодоления речевого недуга, специалисты гораздо быстрее добиваются таких долгожданных слов, фраз, предложений из уст малыша.

  • Регулярно выполняйте вместе с ребёнком артикуляционную гимнастику (перед зеркалом 1-2 раза в день).
  • Формируйте звуковую культуру у Вашего ребёнка («Как шумит ветер?», «Как шипит змея?» и т.д.).
  • Озвучивайте как можно больше действий  ребёнка и своих, в повседневной жизни («Одеваем на правую ножку, носочек», «Я беру сок, наливаю его в стакан» и т. д.).
  • По возможности не выполняйте просьбу ребёнка, если она высказана жестами, мимикой (попросите озвучить).
  • Превратите прогулки ребёнка в увлекательные путешествия, эмоционально рассказывайте ему о происходящем на улице, просите показать различные предметы.
  • Если ребёнок путает, пропускает, искажает слоги в словах, помогите ему сформировать ритм собственной речи (проговаривайте трудное слово по слогам, с помощью хлопков и т.д.).
  • Учите ребёнка ориентироваться в собственном теле. Стоя вместе с ним перед зеркалом, показывайте и называйте  «Вверху у нас голова, а внизу стопы; Вот правая рука (нога, ухо, глаз), вот левая» и т. д. (это необходимо для овладения чтением, письмом, математическими операциями, когда ребёнок пойдёт в школу).
  • Регулярно консультируйтесь со специалистами по вопросам речевого развития Вашего ребёнка.

Советы дефектолога родителям детей с особенностями психофизического развития

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. 2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией. 3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  2. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».
  3. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  4. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
  5. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы. 8. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  6. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  7. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним. Ваш ребенок самый замечательный!

Советы дефектолога

СКОРО В ШКОЛУ

Памятка для родителей

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?

Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. 

Для вас,  заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит вся последующая жизнь ребёнка.

На этапе подготовки:

  • Избегайте чрезмерных требований
  • Предоставляйте  право на ошибку
  • Не думайте за ребёнка
  • Не перегружайте ребёнка
  • Не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам.
  • Устраивайте ребенку маленькие праздники

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?

1) Организуйте распорядок дня:

  • стабильный режим дня;
  • полноценный сон;
  • прогулки на воздухе.

2) Формируйте у ребенка умения общаться

  • Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми,   умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3)Уделите особое внимание  развитию произвольности

  • Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием  ребенка             

 Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

  • Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
  • Составляйте рассказы по картинкам.
  • Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
  • Можно заниматься с ребенком звуковым анализом  простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
  • Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
  • Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
  • Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
  • Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
  • Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

 

свернуть

Советы педагога психолога 

развернуть

Тематическая консультация

«Адаптация учащихся в 1-м классе» 

Педагог-психолог Шевцова К.А. 

Цель – расширить знания законных представителей об особенностях адаптационного периода первоклассников к условиям обучения в школе

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы. В отличие от детского сада, где дошкольники считались самыми старшими в коллективе, первоклассники являются младшими учениками. В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина. Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.  Дети попадают в более строгую систему требований к ним. Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода.Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

  • индивидуальных особенностей ребенка;
  • уровня готовности к школе;
  • степени развития социальных навыков.

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.

Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня. Сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телевизионных передач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите ему «Доброе утро!» – и собирайтесь в школу без суеты.

Организуйте распорядок дня:

следите за стабильным режимом дня;

полноценным сном;

прогулки на воздухе.

Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. 

Безопасный путь в школу

А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный путь не обязательно самый короткий, поэтому лучше выйти из дому пораньше.

Формируйте у ребенка умения общаться

Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать. Прежде всего, конечно, вы будете каждый день интересоваться у ребенка, что было в школе. Знания детей первых классов в начале учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо«Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и т. д.

Уделите особое внимание развитию произвольности.

Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу. Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

Мы не встречали родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна авторитарная позиция, которую так часто занимают родители: «Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!». Это недопустимо. Пожалуйста, помните об этом.

Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения. При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку? Существует много игр и упражнений по развитию моторики. Лепка из глины и пластилина. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников.  Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Конструирование. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Нанизывание бус и пуговиц.  Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно

Какой запас знаний должен быть у детей, поступающих в школу?

  1. Свое имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст (желательно дату рождения)
  3. Свой домашний адрес.
  4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.
  5. Страну, в которой живет.
  6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
  7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
  8. Домашних и диких животных, их детенышей.
  9. Транспорт наземный, водный, воздушный.

10.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды. 

  1. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. 
  2. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх - низ и т.д.). 
  3. Различать гласные и согласные звуки. 
  4. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков. 
  5. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет). 
  6. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. 

Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

17.Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10. 

Рекомендации для родителей первоклассников:

Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником, Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку. Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения. Если, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними в первом классе. Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учи­телю или психологу. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы - это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий. 

Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки, поучений, взаимных обид?

  1. Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  2. Не торопите, умение рассчитать время - ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
  3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.
  4. Прощаясь, предупреждайте и направляйте: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладываете на потом, выслушайте его ведь, это не займет много времени.
  6. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
  7. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
  8. После школы не торопите ребенка садиться за уроки, необходимо 2-3 часа (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.
  9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки».
  10. Во время приготовления уроков не стойте над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
  11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  13. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
  14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
  15. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8-летнему ребенку) очень любят послушать сказку перед сном, песенку и ласку. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

 

свернуть

Родителям будущих первоклассников 

развернуть

Советы родителям

1) Организуйте распорядок дня:

  • стабильный режим дня; • полноценный сон; • прогулки на воздухе.

2) Формируйте у ребенка умения общаться:

  • Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми,   умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3) Уделите особое внимание  развитию произвольности:

  • Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием  ребенка:       

  • Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимание  на различные явления природы: дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат.       Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Но если вы отмахнетесь от них, не ответите раз, два ребенок замкнется и перестанет спрашивать. Как бы вы ни устали, как бы ни были заняты, найдите время не только ответить на вопросы ребёнка , но и дать ему какое-нибудь задание. Например, в осенний день вы собираетесь в лес. Попросите малыша понаблюдать, что изменилось в лесу с лета. И обязательно выслушайте потом рассказ, похвалите. Так будет накапливаться опыт наблюдения и анализа; и в то же время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.
  • Выучите  названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках.
  • Используя  лото и книги,  учите с ребенком названия:  диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных  уборов, видов  обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия  городов,  названия  любимых сказок и их героев.

   Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут. 

  • Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
  • Составляйте рассказы по картинкам.
  • Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
  • Можно заниматься с ребенком звуковым анализом  простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
  • Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
  • Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
  • Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
  • Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
  • Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскраши-вание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала  самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

Итак, попробуем сделать некоторые обобщения.

  • Важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки; не учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений руки и пальцев. И еще: развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать. Важен не объем знаний ребенка, а качество его мышления!
  • Необходимейшая предпосылка успешной адаптации к школе — уровень физического и функционального развития ребенка, состояние его здоровья. Эти показатели определяет врач, а родителям важно знать факторы риска в развитии ребенка.
  • Ослабленный ребенок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена, и учебная нагрузка может оказаться не по силам, хотя по паспортным данным он вроде бы уже подошел к школьному порогу...
  • Факторами риска могут быть и неблагоприятные условия, в которых ребенок растет и развивается. Нет нужды объяснять, как пагубно сказывается на развитии ребенка жизнь в обстановке постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности, пьянства одного или обоих родителей. Родители слышали от педагогов, что опасно и противоположное - гиперопека, чрезмерное натаскивание ребенка. В чем тут опасность? В занятиях не по возрасту? Не, только. Главная, пожалуй, беда - отсутствие деловых контактов со сверстниками. Именно необходимость считаться с мнением и желанием других, подчиняться их требованиям, а не только своему желанию и будет самым трудным для таких детей в школе. 

Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.  

 

свернуть

Преемственность в работе общего среднего, дошкольного образования и семьи

развернуть

 

Преемственность в работе общего среднего, дошкольного образования и семьи – основа подготовки первоклассников.

В постановлении коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты» преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное условие непрерывного образования, воспитания и развития ребенка, заключающееся в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования, имеющее общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.

Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.

При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образования используются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования.

а) Работа с педагогами может включать:

  • инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;
  • педагогические консилиумы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе, по определению функциональной готовности детей к обучению);
  • взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
  • собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • обмен опытом работы между учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
  • заседания методических объединений учителей и воспитателей учреждений дошкольного и общего среднего образования;
  • выставки пособий и дидактического материала;
  • заседания круглого стола по выполнению образовательных стандартов дошкольного образования;
  • посещение воспитателями учреждений дошкольного образования своих выпускников в период адаптации.
  • контроль за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи;
  • составление методических рекомендаций по результатам изучения деятельности педагогических кадров.

б) Работа с детьми может включать:

  • участие воспитанников учреждений дошкольного образования в торжественной линейке, посвященной празднику Первого звонка;
  • экскурсии в библиотеку, школьный музей, по школе;
  • совместные выставки рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп;
  • участие учащихся первых классов в физкультурных, музыкальных праздниках, организованных в учреждениях дошкольного образования;
  • выступление вокальных, театральных, хореографических коллективов с концертами перед воспитанниками учреждений дошкольного образования (концерты, показы кукольных спектаклей);
  • обеспечение в каждом учреждении общего среднего образования функционирования группы по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на I ступени общего среднего образования.

в) Работа с законными представителями детей может включать:

  • посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий;
  • собрания для родителей учащихся первых классов («Особенности обучения в первом классе»), для родителей детей учреждения дошкольного образования («Подготовка ребенка к школе»);
  • консультации для родителей, открытые просмотры учебных занятий;
  • дни открытых дверей;
  • анкетирование родителей;
  • тематические выставки (уголок школьника «Что должен знать и уметь будущий школьник»).

г) Деятельность психолого-дефектологической службы может включать:

  • диагностику готовности детей к обучению в первых классах;
  • наблюдение за адаптацией учащихся первых классов к обучению в школе;
  • проведение коррекционных занятий с детьми;
  • консультации педагогов;
  • индивидуальные консультации для родителей;
  • участие в проведении родительских собраниях, днях открытых дверей и др.

Содержательные компоненты преемственности:

Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения.  Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие»,  установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.

Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.

Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

 

свернуть

Нормативное правовое обеспечение преемственности дошкольного и общего среднего образования.

развернуть
  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании – 13.01.2011 г.
  2. Положение об учреждении общего среднего образования – 20.12.2011 г.
  3. Образовательные стандарты общего среднего образования – 26.12.2018 г.
  4. Правила проведения аттестации учащихся при усвоении содержания образовательных программ общего среднего образования – 20.06.2011 г. № 38
  5. Санитарные нормы и правила. «Требования для учреждений общего среднего образования» – 27.12.2012 г. №206
  6. Специфические санитарно-эпидемиологические требования – 07.08.2019 г. № 525

 

свернуть

Ещё в этом разделе