Помощь ребенку в овладении чтением
Среди множества открытий, которые делает ребенок в свои первые пять лет, есть и такое: оказывается, звучащая речь может быть «зарисована», записана в виде особых знаков – букв и состоящих из них слов.
Подобно тому как когда-то человечество изобрело письменность – систему знаков для кодирования звуковой формы слов, подобно этому и ребенок открывает для себя значения знаков – букв, с помощью которых можно изобразить звуки: протяжный глубокий звук А — буквой «А», звук-«пыхтелку» П – буквой «П», звонкий, веселый звук Р – буквой «Р». Побеседуйте со своим малышом, и вы убедитесь, что каждый звук для него имеет лицо, он как-то эмоционально окрашен: веселый или тревожный, «добрый» или «злой». У некоторых детей звуки имеют и цветовую окраску. Взаимосвязь между звуком и буквой открывается детям по-разному и в разных обстоятельствах.
Возможность чувствовать смысло-различительную функцию звука в слове появляется у ребенка лишь тогда, когда он уже точно знает, что эти слова значат. Только постоянно обогащая жизненный опыт ребенка и отражающий его словарный запас, мы создаем предпосылки для того, чтобы дети естественно перешли к постижению значений не только самих слов, но и знаков, из которых они состоят, – букв. Буква – это знак звука. Но чтобы сделать это открытие, ребенок сначала должен проявить интерес к звукам речи, а затем уже совершить еще один чрезвычайно важный шаг в своем развитии – осознать, что звуки можно «зарисовывать» с помощью особых значков – букв.
Интерес к отдельному звуку появляется у детей в дошкольном возрасте. Сколько интересных игр можно придумать и провести в эту пору! Главное только – тонко почувствовать, уловить, когда она наступает: не опередить события и не упустить время для таких игр. Если вы поспешите и преждевременно начнете играть с ребенком в «звуковые» игры, то рискуете вызвать у него чувство досады, неуверенности и растерянности; а если же не воспользуетесь этим естественным периодом интереса к звукам – потеряете прекрасную возможность вовремя заложить основы звукового, фонематического анализа слова, на котором строится современная методика начального обучения чтению.
Итак, звуковые игры! Какие жеони?
Вы идете утром с ребенком в школу. Предложите соревнование: кто придумает больше слов на звук «Р». На следующее утро поменяйте звук. Но самое главное: не переусердствуйте и не настаивайте: ждите, пока ребенок сам предложит продолжить игру.
Дети любят игру «в города» (мы все помним эту игру по дорожным путешествиям). Предварительно, чтобы накопить запас названий городов, можно «попутешествовать» с ребенком по карте.
Основное, что должны усвоить родители по отношению к «звуковым играм»: в эти игры мы играем с детьми, когда буквы им еще не известны, поэтому надо следить за тем, чтобы употреблять именно слово «звук», а не «буква». Например, обращаясь к малышу, говорим: «Мы будем играть в слова. Я называю слово, ты слушаешь, на какой звук оно кончается, и отвечаешь мне другим словом, которое начинается с этого звука».
Интересные игры предлагают Е.Бугрименко и Г.Цукерман, авторы недавно вышедшей в издательстве «Знание» книги «Чтение без принуждения», адресованной родителям. Вот несколько примеров из этой книги.
«ГРУЗОВИК». Пример игры, в которой взрослый произносит слова, а ребенок не только на слух определяет их звуковые характеристики, но и сам активно ищет подобные же слова.
Дети «нагружают машины». У каждого – карандаш и бумага. На одном листе появляется грузовик марки МММ, а на другом - марки Л'Л'Л' (апостроф означает, что звук мягкий). Каждый грузовик может везти самые разнообразные и неожиданные предметы, но все они должны начинаться на нужный звук. В грузовик «М» ребенок может «погрузить» (нарисовать в кузове) мыло, мармелад, мультфильмы, мост, Мурзилку, мышку и отправиться в Москву, к маме, в магазин... Грузовик «Л» «загружается» люстрами, лентами, лимонами, лентяями, лебедями (всем, что ребенок сможет вспомнить на звук Л) и едет в Ленинград, или в лес, или в Литву.
Игра «ЗВУКОВОЕ ЛОТО» требует от ребенка умения находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. По правилам этой игры детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки.
Взрослый называет звук, например ВВВ, и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ВВВ? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети, глядя на карты, отвечают: «У меня ВВВо-робей», «А у меня короВВВа». Картинку с правильно найденным звуком ребенок закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки. Для этого ребенку нужно в первую очередь сосредоточить внимание на звуковой форме слова, не пропуская ни одного слова с названным звуком.
Взрослый, ведущий игру, должен учитывать, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Так, например, в словах МЯЧ и МАСКА, ТЁТЯ и ТОРТ, ЛУНА и ЛЮСТРА первые звуки разные, хотя они и обозначены одинаковыми буквами. О назначении букв ребенок еще не подозревает, а различие мягкого и твердого звука, как правило, чутко замечает. Но бывают и ошибки. Так, если ребенок объявляет, что у него есть слово на ЗЗЗ – зебра, взрослый должен мягко поправить его: «Как ты говоришь – ЗЗЗэ-бра или ЗЗЗе-бра? З'З'З' произносится мягко. Смотри, губы мои растянуты, как будто я улыбаюсь. ЗЗЗ я говорю твердо, без улыбки. Ну-ка, найди на карточке слово на твердый ЗЗЗ. Конечно, ЗЗЗаяц!»
Игра «ЗАПРЕТНЫЕ ЗВУКИ» построена по правилам известной детям игры "«Да» и «нет» не говорить". Только вместо запретных «да» и «нет» здесь нужно подставлять различные звуки (игра нацелена на анализ звуков в речевом высказывании, а не только в отдельно взятом слове).
Условия игры следующие: взрослый задает ребенку разнообразные вопросы, а ребенок, отвечая, должен соблюдать правило – не произносить определенный звук. Например, запрещенные звуки X и Ч. Взрослый: Что продают в булочной? Ребенок: Булки и ..леб. Взрослый: Какой предмет у нас в квартире показывает время? Ребенок: ...асы и т. д. Различать мягкие и твердые согласные и легко заменять одни на другие ребенку поможет игра «ТИМ И ТОМ».
Тим и Том – два человечка: твердый и мягкий. Ребенку легче будет запомнить эти два качества, если вы не просто укажете на твердость согласного Т в имени ТОМ и мягкое Т’ в имени ТИМ, а нарисуете человечка. Одного – длинного и угловатого, а другого – прямую его противоположность – кругленького и пухлого. Том и Тим похожи на двух героев популярной сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города» – Железного Дровосека и Страшилу. Если ребенок знает и любит эту сказку, назовите мягкого и твердого человечков именами этих персонажей. Игра строится как «устное действие». Сначала взрослый представляет Тома и Тима: «Это – Том, слышишь, как твердо начинается его имя: ТТТ. Он и сам весь твердый, как этот звук, поэтому всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: не ест Т' – тянучки, но любит Т – томатный сок; носит П – пальто и никогда не надевает П' – пиджак; не берет в руки М' – мяч, но с удовольствием пускает М – мыльные пузыри и играет в М – морской бой. Том дружит с Тимом, хотя и совсем не похож на него. Тим мягкий и любит все, что звучит так же мягко, как первый звук его имени Т': Т' – тефтели, Л' – леденцы, П’ – пирожные. Когда Тим рисует, Том Р-аскрашивает. Если Том берет в руки Д-удочку, Тим сразу начинает Д'-ирижировать. Они никогда не выбирают одни и те же вещи, поэтому не ссорятся; ведь им никогда не приходится выхватывать друг у друга игрушки и сладости».
Любимая игра Тима и Тома – «твердое – мягкое». В этой игре Том называет слово с твердым первым звуком, а Тим, заменяя твердый звук на мягкий, отвечает Тому похожим словом. Вот так:
Том: НОС
Тим: ...(НЁС)
Том: ЛУК
Тим: ...(ЛЮК)
Том: ТУК
Тим: ...(ТЮК)
Том: МЫЛ
Тим: ...(МИЛ)
Том: МАЛ
Тим: ...(МЯЛ)
Том: РАД
Тим: ...(РЯД)
Теперь нам легче будет понять, в чем же состоит основная ошибка прежних методов школьного обучения начальному чтению (а во многих семьях и сейчас так пытаются обучать). Творческая деятельность, посредством которой человечество и создало письменность, шла от звуков и их систем – к буквам. А традиционные методики обучения начальному чтению предлагали обратный путь: от буквы к ее звуковым значениям. И ребенку, естественно, было очень трудно осознать, почему буквы «бе» и «а» надо читать «ба», и не «беа», «эм» и «а» – «ма», а не «эма».
Но ведь еще в прошлом веке К.Д.Ушинский считал основой подхода к обучению именно ознакомление детей со звуковой стороной языка! Он писал: «...метода, предлагаемая мною, в сущности, очень проста. Вот она в главных чертах:
1) приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв;
2) приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове;
3) приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков;
4) приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих, и
5) приучить и глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные и печатные.
Все это вместе имеет целью упражнять все способности дитяти вместе с учением грамоте– развивать, укреплять, давать полезный навык, возбуждать самостоятельность и как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму».
Обратите внимание на слово «мимоходом». Да! Все дошкольное обучение (и в семье, и детском саду) следует строить так, чтобы ребенок занимался с интересом, с радостью, а результат обучения достигался как бы сам собой, именно мимоходом. Но посмотрите, какая глубокая и всесторонняя программа речевого развития стоит за этим «учением без принуждения»!
Итак, в системе К.Д.Ушинского уже представлена попытка идти в обучении чтению от звука к букве, его обозначающей.
Замечательный детский психолог профессор Д.Б.Эльконин, развивший далее методику начального обучения чтению на основе звукового (фонемного) анализа слова, писал: «Из рук К.Д.Ушинского звуковой метод вышел лучше, чем стал потом, в результате разнообразных усовершенствований. Ознакомление детей со звуковой материей языка было потом основательно забыто».
В книге «Шестилетний ребенок в школе» доктор психологических наук В.Мухина пишет: «Неплохо, если ребенок умеет читать, придя в школу. Но навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что он строится на основе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затрудняет работу учителя, т.к. ребенка приходится переучивать».
Суть развитого, сформировавшегося чтения состоит не в воссоздании звуковой формы слова, значение которого может быть еще даже неизвестно, а в понимании значения слова –в конкретном предложении, в контексте, в целостном тексте.
Напоминаем вам об основных приемах формирования глубокого, «понимающего» чтения, основанного на постоянном, ежедневном и ежечасном обогащении словарного запаса ребенка.
Предлагаемвам несколько советов, которые помогут посредством чтения стимулировать речевое развитие ребенка.
Основной методический прием здесь состоит во включении чтения в реальную познавательную деятельность малыша.
Например, вы собираетесь с ним в зоопарк. За неделю-две до этого события вашей «настольной» книжкой могут стать прекрасные стихи С.Я.Маршака «Детки в клетке». Когда заочное знакомство с различными зверушками произошло, путешествие в зоопарк будет наполнено для ребенка особым значением и ожиданием. В зоопарке могут произойти неожиданные открытия, возникнуть новые симпатии и антипатии. Читая уже после посещения зоопарка ту же книжку, вы можете спросить ребенка, о ком из животных ему бы хотелось услышать в первую очередь. Ребенок просмотрит картинки и назовет понравившееся ему животное. Воспоминание о виденном наполняет новым смыслом отношение к любимой книжке, позволяет ребенку осознать свои интересы, выбрать любимые стихи.
Аналогичным образом можно готовить ребенка к первому посещению театра. Есть много замечательных детских книжек (и даже книжек-раскрасок) об истории кукольного театра. И это событие должно быть тщательно подготовлено родителями.
Так же можно готовить ребенка и к воскресным путешествиям по родному городу.
А путешествия в поле, лес, парк! Вернувшись осенью из багряного леса, ребенок слушает, как вы читаете пушкинские строки об «осенней поре, очей очарованье», и сердце ребенка полнится созвучной грустью и высокой печалью...
Прекрасная, ставшая классической книга Б.Житкова «Что я видел» позволяет совершить с ребенком «путешествие» и подготовить реальные путешествия и в лес, и в колхоз, и по железной дороге, и на пароходе, и на самолете.
Увлекательное путешествие в мир красок и живописи позволяет совершить красочно оформленная книга В.Курчевского «Быль-сказка о карандашах и красках». Прочитав ее вместе с родителями, ребенок устраивает интереснейшие игры «в художника».
Конечно, не всегда в вашей домашней детской библиотеке найдутся все необходимые для этих многообразных «путешествий» книги. Поэтому мы можем совершить с нашим ребенком еще одно путешествие – в библиотеку.
свернуть