Учителям

ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий педагогических работников по выявлении детей, подвергшихся насилию

развернуть

 

1.                  Настоящая Инструкция определяет порядок действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию, включающий психологическое просвещение, психологическую диагностику и психологическую помощь.

2.                  Для целей настоящей Инструкции применяются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», настоящей Инструкцией, иными нормативными правовыми документами.

3.                  Работники учреждений образования выявляют детей, подвергшихся насилию при выполнении должностных обязанностей, а также при проведении психологического просвещения, психологической диагностики, индивидуальной профилактической работы, осуществлении иной деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений, обеспечению прав и законных интересов детей.

4.                  Психологическое просвещение по выявлению детей, подвергшихся насилию, организуется ежегодно в учреждениях образования в периоды с 1 марта по 1 апреля и с 25 августа по 25 сентября и включает выступления педагогов-психологов на собраниях трудовых коллективов, родительских собраниях, беседы с детьми, их родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами или попечителями, другие мероприятия, направленные на распространение психологических знаний о видах насилия, его проявлениях, анкетирование детей с использованием анкеты (приложение 1 к настоящей Инструкции), педагогических работников, родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей с использованием карты наблюдений (приложение 2 к настоящей Инструкции).

5.                  По результатам психологического просвещения педагог-психолог:

в течение 2 рабочих дней анализирует результаты анкетирования детей и педагогических работников, родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей;

в необходимых случаях в течение 2 рабочих дней проводит беседы с детьми, в ходе которых устанавливает с ними психологической контакт, изучает их эмоциональное состояние, использует методы психологической диагностики, указанные в приложении 3 к настоящей Инструкции;

для уточнения карты наблюдений проводит беседу с педагогическими работниками, родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами или попечителями;

в течение 1 рабочего дня информирует руководителя учреждения образования о результатах работы.

6.                  Руководители учреждений образования, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию, немедленно сообщают об этом в компетентный государственный орган.

7.                  Во время проведения компетентными органами следственных (иных) мероприятий педагог-психолог оказывает психологическую поддержку психоэмоционального состояния ребенка и его законных представителей, исключая работу со случаем насилия.

После завершения следственных (иных) мероприятий педагог-психолог продолжает оказывать психологическую помощь детям в полном объеме, включая проработку случая насилия. Психологическая помощь детям, подвергшимся сексуальному насилию, включает методы и методики согласно приложению 4 к настоящей Инструкции. Психолог, оказывающий психологическую помощь, самостоятельно выбирает форму оказания психологической помощи, максимально эффективные и надежные методы и методики исходя из целей оказания психологической помощи (насилие), ее видов, своей профессиональной компетентности, пола, возраста, особенностей личности ребенка, подвергшегося насилию, и его поведения.

Приложение 1

к Инструкции о порядке действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию

Анкета

ФИО ___________________________________________________________________________

Учреждение образования_______________Класс/группа ___________________________

Возраст ____________________                                        Пол _____________________________

  1. Как часто ты проводишь свободное время со своими родителями?

□     каждый день;

□     не чаще одного раза в неделю;

□     не чаще одного раза в месяц;

□     как придется.

  1. Кому ты мог бы доверить свои секреты?

□     маме; 

□     папе;             

□     брату, сестре;

□     подруге, другу;

□     другое (укажите)

 

  1. За что наказывают тебя твои родители?

□     за плохие отметки в школе;

□     за то, что не прибрал (-а) в квартире;

□     за то, что не вовремя вернулся (-ась) вечером с прогулки;

□     за плохое поведение;

□     за вранье;

□     другое (укажите)

 

  1. Какой вид наказания чаще всего используют твои родители?

□     ругают за поступок;

□     лишают карманных денег;

□     не разрешают общаться с друзьями (подвергают домашнему аресту);

□     не разрешают играть на компьютере;

□     бьют;

□     другое (укажите)

 

  1. Согласен ли ты с методами наказания своих родителей?

□     да;

□     скорее да, чем нет;

□     скорее нет, чем да;

□     нет.

  1. По твоему мнению насилие — это:

□     унижение одного человека другим;

□     причинение физического вреда другому человеку;

□     подчинение себе другого человека;

□     другое (напиши)

 

  1. Как ты думаешь, какие виды насилия встречаются в современной семье?

□     физическое насилие;

□     психологическое насилие;

 

□     сексуальное насилие;

□     другое (укажите)

 

  1. Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, подвергается насилию?

□     младшие братья и сестры;

□     старшие братья и сестры;

□     папа;

□     мама;

□     дедушка, бабушка;

□     домашние животные;

□     другие (укажите)

 

  1. Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, выступает насильником?

□     младшие братья и сестры;

□     старшие братья и сестры;

□     папа;

 

□     мама;

□     дедушка, бабушка;

□     другие (укажите)

 

  1. Ты считаешь наказание детей в семье — это насилие?

□     да;

□     скорее да, чем нет;

□     скорее нет, чем да;

□     нет.

  1. Какое наказание ты расцениваешь как насилие над ребенком?

□     оскорбление словами;

□     физическое воздействие;

□     сексуальное домогательство;

 

□     лишение удовольствия, запрет на деятельность, приносящую удовлетворение;

□     другие (укажите)

  1. Что, по твоему мнению, может быть причиной насилия в семье?

□     жизненные проблемы;

□     неурядицы на работе;

□     демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ;

□     склонность личности к насилию;

 

□     неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы);

□     ситуация безысходности и отчаяния;

□     алкоголизм родителей;

□     другое (укажите)

 

  1. Считаешь ли ты себя жертвой насилия?

□     да;

□     скорее да, чем нет;

□     скорее нет, чем да;

□     нет.

  1. Какому виду насилия ты подвергался?

□     физическое насилие;

□     психологическое насилие;

 

□     сексуальное насилие;

□     другое (укажите)

 

  1. Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы избежать насилия?
  • укажи ________________________________________________________________________
  • не знаю.
  1. Ощущаешь ли ты себя защищенным и любимым в своей семье
  • да;
  • нет;
  • не всегда.
  1. В какие учреждения можно обратиться, если человек стал жертвой семейного насилия?

□     милиция;

□     социально-педагогические центры;

□     телефон доверия;

□     школа/гимназия;

□     поликлиника/больница;

□     центр дружественный подросткам;

□     другое (укажите)

 

  1. Какие правовые документы по защите семьи от насилия существуют в нашем законодательстве?

□     Конституция Республики Беларусь

□     Кодекс о браке и семье

□     Закон о правах ребенка

□     Уголовный кодекс

□     Кодекс об административных правонарушениях

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

Приложение 2

к Инструкции о порядке действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию

Карта наблюдений

 Инструкция: отметьте, пожалуйста, поведение, которое наиболее часто встречается у ребенка.

 Ф.И.О. опрашиваемого______________________________________________

Ф.И.О. ребенка, возраст______________________________________________

Дата ______________________________________________________________

Индикатор

Да

Нет

1

Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос

   

2

Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт

   

3

Ведет себя подобно «настороженному животному», держится вдали от взрослых

   

4

Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется

   

5

Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии (настроения)

   

6

Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям

   

7

Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим, им легко управлять

   

8

Одевается вызывающе (брюки, прическа – мальчики; преувеличенность в одежде, косметика – девочки)

   

9

Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя

   

10

Негативно относится к замечаниям

   

11

Агрессивен (кричит, употребляет силу). Пристает к более слабым детям

   

12

Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям

   

13

Не заинтересован в учебе

   

14

Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых

   

15

Не пунктуален, не старателен

   

16

Бесцельно двигает руками Разнообразные «тики»

   

17

Грызет ногти

   

18

Слишком инфантилен в речи. Заикается, запинается. Трудно вытянуть из него слово

   

19

Родители сознательно лгут, оправдывают отсутствие ребенка в школе

   

20

Выглядит так, как будто очень плохо питается

   

21

Частые вирусные заболевания, головные боли

   

Обработка результатов:

Шкалы:

  1. Недоверие к новым людям и ситуациям – 1, 2, 3.
  2. Депрессия и уход в себя – 4, 5, 6.
  3. Тревожность по отношению к окружающим – 7, 8, 9.
  4. Враждебность по отношению к окружающим – 10, 11, 12.
  5. Недостаток социальной нормативности – 13, 14,15.
  6. Невротические симптомы – 16, 17, 18.
  7. Неблагоприятные условия среды – 19, 20, 21.

 

Примечание

Анкета является модификацией анкеты «Характеристика насилия глазами подростков».

Карта наблюдения для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия (Волкова Е.Н., 2008).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

к Инструкции о порядке действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию

 

Работа с несовершеннолетним при подозрении о насилии

На основании результатов анкетирования определяется выборка учащихся, предположительно подвергшихся насилию. Проводится сбор дополнительной информации о социальной ситуации развития несовершеннолетнего, его эмоциональном статусе, характере межличностных отношений со сверстниками и взрослыми и т.д.

 

Первичное интервью с ребенком (далее - ПИР)

Цель: определение проблемы ребенка и объема помощи.

Задачи: выяснить отношение ребенка к обозначенной взрослым проблеме или мнение ребенка о сущности проблемы (если есть различия в понимании проблемы).

Собрать информацию по этой проблеме:

- Кому ребенок доверяет.

- Предварительная оценка психологического состояния ребенка.

- Оценка степени опасности/безопасности для ребенка.

- Решение проблемы с точки зрения ребенка.

-Анализ полученной информации и составление плана следующей встречи.

 

Структура ПИР

Этапы интервью

Примечания

1

Представление друг другу:

А) попросить ребенка назвать свою имя, фамилию, возраст, спросить, когда у него день рождения;

Б) представить себя (ИО, рассказать о своей роли словами доступными для понимания ребенком)

Нейтральные вопросы типа: сколько лет, как зовут родителей и т.п. Необходимо дать возможность ребенку расслабиться.

 

2

Постепенное вовлечение в обсуждение проблемы:

А) попросить рассказать о семье, о взаимоотношениях между членами семьи и ребенком, взаимоотношениях между другими значимыми взрослыми;

Б) выявить члена семьи или другое значимое лицо, которому ребенок доверяет;

В) как ребенок социализируется (посещение учреждения образования школы, наличие приятелей и т.д., другие интересы – хобби, спорт, занятия музыкой…).

Отношения с ребенком строятся в зависимости от возраста: маленькому ребенку предоставить игрушки, присоединиться к игре, предложить какое-то занятие (рисунок семьи, «дом-дерево-человек» и т.п.). В недирективной манере попросить ребенка рассказать о его чувствах к тем людям, с которыми он живет.

3

Информация о причине беседы:

А) догадывается (знает) ли ребенок, зачем его пригласили;

Б) попросить ребенка рассказать о случившемся или о том, что его беспокоит;

В) задать уточняющие вопросы (как долго длилось травмирующее событие, как произошло раскрытие, кому ребенок рассказал, какая была реакция от взрослых на раскрытие и т.п.);

Г) побудить ребенка выразить свои чувства к происходящему событию и его участникам.

Ребенку следует задавать наводящие вопросы, нельзя задавать прямых травмирующих вопросов (к примеру «Тебя папа бил?»). Вопросы должны быть простые и короткие. Маленькому ребенку воспроизвести травмирующее событие поможет игра, рисунки, куклы и другие подсобные материалы. На этой фазе подход может быть более директивным. Нужно следить за своей реакцией на рассказ ребенка: исключается выражение таких чувств, как брезгливость, ужас, недоверие. Стоит дать понять ребенку, что вы верите ему и поддерживаете его. Нужно тщательно зафиксировать рассказ ребенка, используя его слова и выражения. Нужно уважать пожелание ребенка не передавать его рассказ родителям.

4

Оценить ситуацию и психоэмоциональное состояние ребенка для решения вопроса о его безопасности.

Необходимо отмечать реакцию ребенка, наблюдая за его поведением, эмоциональными и вегетативными проявлениями (мимика, покраснение лица, учащение дыхания, волнения, проявление страха, заикание, когда касаются волнующих его тем). Возможно проведение психологических мероприятий с использованием подходящих методик, например, релаксации.

5

Заключительная часть:

А) оказать ребенку поддержку, похвалить его за смелость и доверие, заверить его, что вы сделаете все от вас зависящее, чтобы помочь ему;

Б) рассказать ребенку, что вы будете делать с полученной информацией.

Привлечь его к сотрудничеству.

Можно закончить интервью, отведя ребенка к взрослому (педагогу, родителю и т.п.), назначить следующую встречу и отметить позитивные моменты настоящей.

6

Предварительная оценка полученной информации.

Планирование дальнейшей работы.

Самое главное – оценить внешнюю и внутреннюю безопасность ребенка. Сопоставить рассказы ребенка и взрослого.

 

Если факт насилия подтвердился, и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с ним – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью.

Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник. Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети редко лгут, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности.

 Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют для уменьшения времени общения с обидчиком.

Условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, являются: безоговорочное и полное признание основных прав детей и подростков на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование; доверие к детям и подросткам; формирование чувства безопасности у жертв насилия.

Необходимо в случаях, когда ребенок внезапно стал говорить о совершенном над ним насилии: не перебивать, дать возможность ребенку закончить рассказ; поддержать (сказать, что он (она) молодец, что рассказал(а) о случившемся; дать понять ребенку, что он (она) в безопасности; принять меры по обеспечению безопасности, если насилие совершено близкими родственниками.

 

Углубленную (дополнительную) диагностику с несовершеннолетними, попавшими в выборку в результате анкетирования, целесообразно провести при помощи следующих методик:

1–4 классы

  • Карта наблюдения для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия (Волкова Е.Н., 2008). Заполняется педагогами (классными руководителями);
  • Детская шкала для диагностики тяжести реакций на травматический стресс (Пинос Р., Стейнберг А., 2002).

5–11 классы

  • Анкета «Характеристики насилия в семье глазами подростков»;
  • Интервью для диагностики насилия (Волкова Е.Н., 2008);

 

Методики для 11–17 лет

  1. Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения» (Волкова Е.Н., 2008);
  2. Методика «Письмо другу» (Волкова Е.Н., 2008);
  3. Метод серийных рисунков и рассказов (Никольская И.М., 2010);
  4. Проективная методика по выбору исследователя («Дом, дерево, человек», «Автопортрет», «Кинетический рисунок семьи», «Кинетический рисунок класса/группы», «Несуществующее животное», тест М. Люшера).

 

Дополнительная информация скринингов:

  • Тест школьной тревожности Б. Филлипса – 4-5-е классы;
  • САН (Самочувствие, активность, настроение) В.Н. Доскина, Н. А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М. П. Мирошникова – 10–11 классы;
  • Социометрия;
  • Мониторинг суицидального риска.

 

Приложение 4

к Инструкции о порядке действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

 

Процесс оказания психологической помощи детям, пострадавшим в результате насилия сексуального характера проходит в несколько этапов:

1-й этап – сбор информации, для подтверждения факта совершенного насилия;

2-й этап – составление плана психологической беседы;

3-й этап – выбор условий и места для проведения встреч с ребенком;

4-й этап – проведение первичной беседы;

5-й этап – проведение нескольких последующих встреч с ребенком для оказания ему необходимой психологической поддержки.

 

СБОР ИНФОРМАЦИИ

Сбор информации осуществляется путем ознакомления специалиста с различными источниками, которые дают информацию:

о подтверждении факта насилия;

о характере совершенного насилия;

об обстоятельствах, в которых произошло насилие;

о личности подозреваемого;

о непосредственной реакции ребенка на случившееся.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ

Составление плана психологической беседы производится специалистом в зависимости от выбранных им индивидуальных методов работы. При составлении плана обязательно учитываются:

наиболее важные вопросы, требующие уточнения;

уровень развития ребенка для правильной формулировки вопросов;

готовность ребенка к признанию.

По факту готовности к признанию дети делятся на четыре группы:

готовые рассказать о случившемся во всех подробностях одному или нескольким людям;

готовые сделать частичное признание, преуменьшить либо скрыть информацию о насилии;

психологически не готовые к признанию, поскольку факт их насилия был открыт без их участия;

дети, факт насилия в отношении которых не установлен точно и лишь подозревается.

ВЫБОР УСЛОВИЙ И МЕСТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧ С РЕБЕНКОМ

К месту проведения беседы предъявляются следующие требования:

оно должно отвечать удобствам ребенка;

в нем не должна быть чересчур официальная обстановка;

не должно быть переизбытка игрушек (исключение – куклы, необходимые при работе с детьми дошкольного возраста, помогающие ребенку в объяснении факта насилия).

При выборе времени беседы обязательно должен учитывать режим дня ребенка, особенно если речь идет о маленьких детях. Средняя продолжительность первичной беседы не должна превышать 30 минут.

Присутствие родителей или лиц, имеющих опекунство над ребенком, во время беседы не допускается (исключение –дети младше 6 лет, испытывающие страх наедине с посторонними людьми).

 

ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВИЧНОЙ БЕСЕДЫ

Проведение первичной беседы проходит в несколько стадий:

  • установление контакта специалиста с ребенком;

2) оценка развития ребенка;

3) получение информации;

4) стадия – завершение беседы;

5) стадия – анализ полученных сведений.

Цель установления контакта специалиста с ребенком – завоевание его доверия для возможности дальнейшего общения.

Оценка развития ребенка требуется для определения интеллектуального уровня ребенка, его жизненного опыта, способности отвечать на задаваемые сложные вопросы и выявление его психологических особенностей через анализ соответствия возрасту, развитие памяти, запас знаний, уровень психологической зрелости, способность понимать и оценивать происходящие события.

Получение информации происходит в процессе спонтанного рассказа ребенка, а в случае невозможности вызвать его на разговор – путем задавания специалистом конкретных прямых и наводящих вопросов, используя имеющуюся у него информацию о случившемся. В случае, когда от ребенка невозможно получить сведения путем ответа на прямые и наводящие вопросы, специалисту разрешается использовать вопросы с несколькими вариантами ответа.

Завершение беседы заключается в выражении специалистом признательности ребенку за сотрудничество вне зависимости от плодотворности состоявшегося разговора. Главные критерии, по которым осуществляется анализ полученных сведений – объективность, профессионализм специалиста и опора на конкретные факты.

 

ПРОВЕДЕНИЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ ВСТРЕЧ С РЕБЕНКОМ

Количество последующих встреч специалиста с ребенком для оказания психологической помощи может варьироваться в зависимости от индивидуальной ситуации. В среднем полный сеанс по оказанию психологической помощи включает в себя 6–8 занятий, однако, в некоторых случаях их требуется больше или меньше. Точное количество необходимых бесед определяется специалистом, исходя из оценки психологического состояния ребенка и обстоятельств осуществленного по отношению к нему насилия.

 

ЦЕЛИ 1-ГО И 2-ГО ЗАНЯТИЙ:

  1. Создать у ребенка атмосферу доверия к специалисту и предстоящим встречам с ним.
  2. Оказать ребенку помощь в раскрытии его мыслей и чувств, связанных с пережитым насилием.
  3. Снизить состояние тревоги у ребенка, ослабить его чувство вины, повысить его самооценку.

 

ЦЕЛИ 3-ГО И 4-ГО ЗАНЯТИЙ:

  1. Дать ребенку возможность говорить о своем отношении к насильнику.
  2. Обсудить с ребенком проблемы нарушения доверия к другим людям.
  3. Помочь ребенку понять, каким людям можно доверять, а каким - нет.

 

ЦЕЛИ 5-ГО И 6-ГО ЗАНЯТИЯ:

  1. Дать ребенку общее представление о любви и сексуальных отношениях (с учетом возраста ребенка).
  2. Помочь ребенку понять разницу между сексуальными отношениями по взаимному согласию и сексуальному насилию.
  3. Помочь ребенку понять, почему некоторые люди способны совершать насилие по отношению к детям.

 

 

ЦЕЛИ 7-ГО И 8-ГО ЗАНЯТИЙ:

  1. Помочь ребенку понять, что определенные вещи могут напоминать ему о пережитом насилии и вызывать чувство страха.
  2. Научить ребенка преодолевать негативные чувства, вызываемые этими воспоминаниями.
  3. Объяснить ребенку, как он может противостоять насилию.
  4. Помочь ребенку не чувствовать себя одиноким в своем горе.
  5. Показать ребенку, что в его личностном развитии возможен прогресс.

 

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ:

  1. Любая отвлеченная деятельность, помогающая ребенку проявить себя, а специалисту – поддержать его и похвалить.
  2. Вопросы, позволяющие специалисту больше узнать о его интересах, увлечениях и личных качествах.
  3. Всестороннее обсуждение истории, связанной с насилием и личностью насильника.
  4. Психологические тесты, позволяющие установить, как ребенок представляет картину совершенного насилия, насколько сильно он испытывает чувство вины, какие негативные чувства его терзают.
  5. Обсуждение с ребенком результатов тестирования.
  6. Подбор и применение необходимых методик для избавления ребенка от негативных мыслей, чувств и преследующих его страхов.

 

Педагогам-психологам, психологам рекомендуется применять для детей дошкольного и младшего школьного возраста элементы:

сказкотерапия,

куклотерапии,

песочной терапии,

семейной системной терапии,

ролевого проигрывания жизненных ситуаций.

В старшем школьном (подростковом) возрасте к вышеперечисленным методам и техникам психологической помощи целесообразно добавить когнитивно-поведенческую терапию и консультирование.

 

 

свернуть

Перечень документов по профилактике наркомании, обязательный для изучения в учреждениях образования

развернуть

Перечень документов по профилактике наркомании, обязательный для изучения в учреждениях образования

- Декрет № 6 от 28 декабря 2014 г. «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»;

- комплексный план мероприятий по профилактике безнадзорности, преступлений, правонарушений, пьянства, наркомании, токсикомании несовершеннолетних и обеспечению их безопасности на 2013 – 2018 годы (с изменениями от 01.04.2015 г.);

совместный приказ управления внутренних дел и управления образованияМинского областного исполнительного комитета от 29.03.2013 г. №71/134 «Об усилении мер по противодействию распространения и употребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров среди учащейся молодежи Минской области»;

инструктивное письмо министерств внутренних дел, образования и здравоохранения «О дополнительных мерах по противодействию распространения и употребления наркотических средств среди учащихся»;

-письмо министерства образования РБ «Об усилении мер по противодействию распространения и употребления наркотических средств, курительных смесей, психотропных веществ и их прекурсоров среди учащейся молодежи»;

-комплекс мероприятий по предотвращению распространения алкоголя, наркотических и психотропных веществ среди обучающихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;

-порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра обучающихся на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов;

план мероприятий по выявлению и предупреждению употребления, распространения наркотических средств среди учащихся на 2014/2015 учебный год;

-дополнение в план мероприятий по выявлению и предупреждениюупотребления, распространения наркотических средств, алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива среди обучающихся на 2014/2015 учебный год;

-методические рекомендации «Организация выявления в трудовых коллективах лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, и порядок работы с ними»

-алгоритм взаимодействия сотрудников правоохранительных органов и педагогических работников учреждений образования при выявлении обучающихся, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества;

-порядок межведомственного взаимодействия по фактам нарушения требований Декрета №6.

Дополнительно направляем перечень локальных документов по профилактике безнадзорности и правонарушений (папка 2).

 

свернуть

О дополнительных мерах по противодействию распространения и употребления наркотических средств среди учащихся

развернуть

О дополнительных мерах по противодействию

распространения и употребления наркотических

средств среди учащихся

В настоящее время на территории республики актуальной проблемой

является распространение курительных смесей, содержащих в своем

составе синтетические каннабиноиды.

Данные «миксы» рекламируются распространителями как легальный

продукт, не содержащий наркотических средств и психотропных веществ,

что не соответствует действительности. Тем не менее, курительные смеси

получают популярность в молодежной среде, продажа их активно ведется

как посредством сети Интернет, так и на территории учреждений

образования, в общежитиях.

Как правило, при подозрении в употреблении или распространении

курительных смесей учащимися педагоги пытаются разобраться в

ситуации в рамках учреждения образования, в исключительных случаях

сообщая об этом в органы внутренних дел, что не позволяет своевременно

проводить комплекс мероприятий оперативного, профилактического и

медицинского характера с потребителями, перекрытию каналов

поступления наркотических средств, психотропных веществ, их

прекурсоров и аналогов (далее - наркотических средств) в страну.

В целях создания эффективной системы взаимодействия органов

внутренних дел, здравоохранения и образования по противодействию

распространения наркотических средств среди учащихся необходимо:

1. Начальникам управлений образования, здравоохранения, внутренних

дел облисполкомов, председателям комитетов по образованию и

здравоохранению, начальнику главного управления внутренних дел

Мингорисполкома:

разработать и утвердить план совместных мероприятий по выявлению

и предупреждению употребления, распространения наркотических

средств среди учащихся с указанием конкретных должностных лиц,

ответственных за его реализацию (срок - ежегодно до 1 сентября);

подготовить и разместить на интернет-сайтах управлений образования

и здравоохранения облисполкомов, комитетов по образованию,

здравоохранению Мингорисполкома, управлений внутренних дел

облисполкомов, главного управления внутренних дел Мингориспокома,

управлений (отделов) образования, здравоохранения районных

(городских) исполкомов (администраций), учреждений образования,

здравоохранения информацию об ответственности за незаконный оборот

наркотических средств, последствий их употребления, внешних признаках

наркотического опьянения (срок - до 1 мая 2013 г.);

обеспечить в учреждениях образования своевременное выявление по

характерным поведенческим признакам и внешнему виду обучающихся,

употребляющих наркотические средства, с последующей передачей

информации в организации здравоохранения и органы внутренних дел

(срок - постоянно);

организовывать и проводить в учреждениях образования тематические

родительские собрания, встречи с обучающимися по проблемам

употребления и распространения наркотических средств (срок –

ежеквартально).

2. Начальникам управлений образования облисполкомов, председателю

комитета по образованию Мингорисполкома при подведении итогов

работы учреждений образования исключить из критериев оценки работы

учреждений образования учет фактов участия обучающихся в

правонарушениях, выявленных непосредственно работниками

учреждений образования, либо предоставления в органы внутренних дел

информации, послужившей выявлению правонарушений.

3. Начальникам управлений внутренних дел, здравоохранения

облисполкомов, главного управления внутренних дел, председателю

комитета по здравоохранению Мингорисполкома обеспечить участие

сотрудников подразделений по наркоконтролю и противодействию

торговле людьми управлений (отделов) внутренних дел, городских

(районных) исполкомов (администраций), работников здравоохранения в

проведении ежегодных августовских конференций работников

учреждений образования для доведения информации об основных видах

наркотических средств, последствий их употребления, внешних признаках

наркотического опьянения.

2. Контроль за исполнением настоящего поручения возложить на

начальников управлений образования, здравоохранения, внутренних дел

облисполкомов, председателей комитетов по образованию,

здравоохранению, начальника главного управления внутренних дел

Мингорисполкома.

Заместитель Министра__

 

свернуть

Декрет №6"О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков"

развернуть

О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков

В целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан нашей страны, создания условий для безопасного развития детей и молодежи, пресечения распространения наркомании как угрозы для демографии и здоровья нации, обеспечения безопасности общества и государства и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь  п о с т а н о в л я ю:

1. Государственным органам и подчиненным (входящим в их состав) организациям, а также советам общественных пунктов охраны правопорядка, общественным объединениям и иным организациям, на которых законодательными актами возложены функции по профилактике правонарушений, в том числе в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, в пределах своей компетенции максимально активизировать усилия по противодействию незаконному обороту наркотиков и профилактике их потребления. В этих целях Совету Министров Республики  Беларусь:

в трехмесячный срок разработать и утвердить комплексный план основанных на требованиях настоящего Декрета мероприятий, предусматривающий принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией;

не менее одного раза в год рассматривать на заседаниях Президиума Совета Министров Республики Беларусь состояние работы по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, и ежегодно до 15 марта представлять Президенту Республики Беларусь подготовленную совместно с Генеральной прокуратурой, Верховным Судом и Следственным комитетом сводную информацию о состоянии дел в этой сфере.

2. Уполномочить Министерство внутренних дел на осуществление координации деятельности государственных органов (организаций) в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, в том числе по выполнению требований пункта 1 настоящего Декрета. Для осуществления указанных полномочий Министерство внутренних дел: 

участвует в разработке и реализации государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;

определяет основные направления совершенствования деятельности в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;

организовывает, координирует, контролирует взаимодействие правоохранительных и иных органов (организаций) при осуществлении противодействия незаконному обороту наркотиков, в том числе на приграничной территории Республики Беларусь;

вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по совершенствованию законодательных актов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;

в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством принимает обязательные к применению нормативные правовые акты в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и осуществляет контроль за их исполнением, участвует в подготовке проектов законодательных и других нормативных правовых актов в данной сфере;

обобщает практику применения законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;

при необходимости информирует Президента Республики Беларусь о состоянии деятельности в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и мерах по повышению эффективности такой деятельности;

участвует в соответствии с законодательством в разработке проектов международных договоров Республики Беларусь в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.

3. Для целей настоящего Декрета используемые термины, если не установлено иное, имеют следующие значения:

аналоги наркотических средств, психотропных веществ – химические вещества, структурные формулы которых образованы заменой в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ или базовых структурах одного или нескольких атомов водорода на заместители атомов водорода, включенные в перечень заместителей атомов водорода в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ или базовых структурах, установленный Государственным комитетом судебных экспертиз;

базовая структура – указанная в Республиканском перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь (далее – Республиканский перечень), структура химического вещества, при модификации которой (путем замены одного или нескольких атомов водорода на заместители атомов водорода) образованы структурные формулы двух и более наркотических средств, психотропных веществ;

владелец информационного ресурса, размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – владелец интернет-ресурса), – юридическое лицо и организация, не являющаяся юридическим лицом, с местом нахождения в Республике Беларусь, а также физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, имеющее постоянное место жительства в Республике Беларусь, реализующие права владения, пользования и распоряжения информационными ресурсами (их составными частями), размещенными в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – информационные ресурсы);

наркотики – наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры и аналоги; 

поставщик интернет-услуг – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие на территории Республики Беларусь услуги по обеспечению доступа юридических и физических лиц к глобальной компьютерной сети Интернет и (или) размещению в данной сети информации, ее передаче, хранению, модификации.

4. Установить, что:

4.1. незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327 – 329 или 331 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовых профилакториях, в месте проведения массовых мероприятий либо заведомо несовершеннолетнему – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации;

4.2. незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, или незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов, или действия, предусмотренные в подпункте 4.1 настоящего пункта, совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза, – наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации;

4.3. действия, предусмотренные частью 2 статьи 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь либо в подпунктах 4.1 или 4.2 настоящего пункта, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет с конфискацией имущества или без конфискации;

4.4. незаконное перемещение через Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь, – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации;

4.5. действие, предусмотренное в подпункте 4.4 настоящего пункта, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо повторно, либо лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное в подпунктах 4.4 – 4.6 настоящего пункта, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации;

4.6. действие, предусмотренное в подпунктах 4.4 или 4.5 настоящего пункта, совершенное организованной группой, – наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации;

4.7. предоставление помещений для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других средств, вызывающих одурманивание, – наказывается арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до пяти лет;

4.8. организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других средств, вызывающих одурманивание, – наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом или лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом;

4.9. действие, предусмотренное в подпунктах 11.1 – 11.3 пункта 11 настоящего Декрета, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – наказывается штрафом, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

5. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью 2 статьи 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь либо в подпунктах 4.1 – 4.3 пункта 4 настоящего Декрета, подлежит уголовной ответственности в случае, если ко времени его совершения данное лицо достигло четырнадцатилетнего возраста.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных в подпунктах 4.1 – 4.9 пункта 4 настоящего Декрета, предварительное следствие производится следователями Следственного комитета.

7. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые организуют проведение дискотеки, работу культурно-развлекательного (ночного) клуба, игорного заведения, обязаны принимать предусмотренные законодательством меры по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, либо потребления их аналогов, либо сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также информировать органы внутренних дел о выявлении фактов совершения таких действий.

8. Владельцы интернет-ресурсов обязаны: 

анализировать содержание принадлежащих им информационных ресурсов и не допускать использования их информационных ресурсов для распространения сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков;

информировать органы внутренних дел о попытках использования принадлежащих им информационных ресурсов для распространения сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков.

9. Поставщики интернет-услуг за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных законодательством, с 1 января 2016 г. обязаны обеспечивать формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах в порядке, определяемом Министерством связи и информатизации.

10. При наличии информации о размещении сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, на информационном ресурсе, владельцем которого в том числе является юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом) с местом нахождения за пределами Республики Беларусь или физическое лицо, не имеющее постоянного места жительства в Республике Беларусь, Министерство информации направляет владельцу такого ресурса уведомление о необходимости удаления соответствующих сообщений и (или) материалов. Такие уведомления являются обязательными для исполнения всеми владельцами интернет-ресурсов на территории Республики Беларусь.

Поставщики интернет-услуг на основании решений Министерства информации обязаны ограничивать доступ к информационным ресурсам, содержащим сообщения и (или) материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков.

Решения об ограничении доступа к информационным ресурсам, содержащим сообщения и (или) материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, принимаются Министерством информации на основании письменных уведомлений Министерства внутренних дел.

Решения Министерства информации, принятые в соответствии с частью третьей настоящего пункта, обязательны для исполнения всеми поставщиками интернет-услуг на территории Республики Беларусь.

Порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, содержащим сообщения и (или) материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, устанавливается специально уполномоченным государственным органом в сфере безопасности использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет совместно с Министерством связи и информатизации.

11. Определить, что:

11.1. появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин;

11.2. нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других  одурманивающих веществ, – влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин;

11.3. потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте – влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин;

11.4. непринятие индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным должностным лицом юридического лица предусмотренных законодательством мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, либо потребления их аналогов, либо сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также неинформирование органов внутренних дел о выявлении фактов совершения таких действий, если в этом деянии нет состава преступления, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – от двадцати до пятидесяти базовых величин;

11.5. неисполнение владельцами интернет-ресурсов уведомлений Министерства информации о необходимости удаления сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин;

11.6. невыполнение поставщиком интернет-услуг предусмотренных настоящим Декретом обязанностей по формированию и хранению актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах – влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от пятидесяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин.

12. Предоставить право:

составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 11.1 – 11.4 пункта 11 настоящего Декрета, уполномоченным должностным лицам органов внутренних дел, а протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 11.5 и 11.6 пункта 11 настоящего Декрета, уполномоченным должностным лицам органов внутренних дел и органов государственной безопасности;

рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 11.1 – 11.3 пункта 11 настоящего Декрета, органам внутренних дел и районному (городскому) суду (в случаях, предусмотренных в части второй настоящего пункта), а дела об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 11.4 – 11.6 пункта 11 настоящего Декрета, районному (городскому) суду.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 11.1 – 11.3 пункта 11 настоящего Декрета, подлежат направлению в суд во всех случаях, если лицо не признало себя виновным в совершении административного правонарушения либо отказалось от дачи объяснений.

13. Создать в Республике Беларусь с 1 марта 2015 г. Единую систему учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги.

Формирование и ведение Единой системы учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, осуществляются Министерством здравоохранения в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Министерством здравоохранения обеспечивается незамедлительное представление сведений о лицах, включенных в Единую систему учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, в органы внутренних дел по их месту жительства (месту пребывания) для последующего принятия мер профилактического характера, а также по письменным запросам органов внутренних дел в установленные в них сроки.

Порядок организации работы по выявлению и учету лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, а также порядок обмена сведениями о таких лицах устанавливается Министерством здравоохранения совместно с Министерством внутренних дел.

14. В Республике Беларусь запрещается оборот аналогов наркотических средств, психотропных веществ, за исключением использования их в научных и учебных целях, при подготовке служебных собак, в оперативно-розыскной деятельности, а также экспертной деятельности, осуществляемой государственными судебно-экспертными учреждениями (подразделениями), с ноля часов суток, следующих за днем размещения информации о таких химических веществах на официальном сайте Министерства внутренних дел в глобальной компьютерной сети Интернет.

Отнесение химических веществ к аналогам наркотических средств, психотропных веществ осуществляется путем проведения экспертизы государственными судебно-экспертными учреждениями (подразделениями), созданными в установленном законодательством порядке, на основании постановлений о назначении экспертизы, выносимых органами уголовного преследования.

Предметом экспертизы являются соотнесение структурной формулы химического вещества со структурными формулами наркотических средств, психотропных веществ или базовыми структурами и определение наличия в этой структурной формуле одного или нескольких заместителей атомов водорода.

К аналогам наркотических средств, психотропных веществ не могут быть отнесены химические вещества, включенные в Республиканский перечень, а также лекарственные средства, включенные в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь.

В день вынесения заключения эксперта об отнесении химического вещества к аналогу наркотического средства или психотропного вещества государственным судебно-экспертным учреждением (подразделением) такая информация направляется в Министерство внутренних дел для размещения на его официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.

В срок, не превышающий шесть месяцев со дня размещения информации об аналогах наркотических средств, психотропных веществ на официальном сайте Министерства внутренних дел в глобальной компьютерной сети Интернет, такие химические вещества подлежат включению в Республиканский перечень путем внесения в него соответствующих дополнений. Информация о включении в Республиканский перечень химических веществ, отнесенных ранее к аналогам наркотических средств, психотропных веществ, размещается на официальном сайте Министерства внутренних дел в глобальной компьютерной сети Интернет.

15. Республиканский перечень устанавливается (изменяется, дополняется) Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел и Государственным комитетом судебных экспертиз. Наркотические средства, психотропные вещества с общими базовыми структурами объединяются в Республиканском перечне в группы. Химические названия базовых структур указываются в наименованиях сформированных групп наркотических средств, психотропных веществ.

Обязательная юридическая экспертиза нормативного правового акта, предусматривающего изменение и (или) дополнение Республиканского перечня, не проводится. В день принятия указанного нормативного правового акта он направляется в Национальный центр правовой информации для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Данный нормативный правовой акт регистрируется в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, подлежит официальному опубликованию на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь в день, следующий за днем поступления в Национальный центр правовой информации, и вступает в силу с ноля часов суток, следующих за днем его официального опубликования на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

16. Физические лица, которым открываются либо которым открыты электронные кошельки, подлежат обязательной идентификации независимо от размеров сумм электронных денег, числящихся в таких электронных кошельках, в порядке, установленном законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

Сведения об электронном кошельке, открытом на имя физического лица, подлежат обязательному представлению на основании письменного запроса органа государственной безопасности, органа внутренних дел или Следственного комитета в установленные в нем сроки. 

Письменный запрос в банк либо иную организацию, открывшую электронный кошелек, имеют право направлять от имени:

органов государственной безопасности – Председатель Комитета государственной безопасности и его заместители, начальники главных управлений центрального аппарата Комитета государственной безопасности и их заместители, начальники территориальных органов государственной  безопасности;

органов внутренних дел – Министр внутренних дел и его заместители, начальники главных управлений центрального аппарата Министерства внутренних дел и их заместители, начальники территориальных органов внутренних дел и их заместители;

Следственного комитета – Председатель Следственного комитета и его заместители, начальники главных управлений центрального аппарата Следственного комитета и их заместители, начальники управлений Следственного комитета по областям и г.Минску и их заместители, начальники районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов Следственного комитета и их заместители.

17. До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом они применяются в части, не противоречащей данному Декрету.

Основания и условия уголовной ответственности, наказания и иные меры уголовной ответственности, порядок деятельности органов, ведущих уголовный процесс, а также права и обязанности участников уголовного процесса в части, не урегулированной настоящим Декретом, определяются уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

18. Физические лица, которым открыты электронные кошельки и в отношении которых на дату вступления в силу настоящего Декрета идентификация не проводилась, обязаны до 1 марта 2015 г. представить в банк либо иную организацию, открывшую электронный кошелек, документы, необходимые для проведения идентификации. При непредставлении физическими лицами документов в указанный срок операции с электронными деньгами, числящимися в таких электронных кошельках, должны быть приостановлены до проведения идентификации в установленном порядке.

19. Совету Министров Республики Беларусь:

19.1. в трехмесячный срок внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект закона Республики Беларусь, предусматривающий приведение законов (кодексов) в соответствие с настоящим Декретом;

19.2. в двухмесячный срок:

обеспечить создание и функционирование Единой системы учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги;

принять меры по:

организации специализированных лечебно-трудовых профилакториев для больных наркоманией или токсикоманией;

созданию отдельных исправительных учреждений для отбывания наказания в виде лишения свободы лицами, осужденными за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также по обеспечению раздельного содержания таких лиц и других осужденных в иных исправительных учреждениях;

созданию профильных лечебно-воспитательных учреждений, обеспечивающих комплексную реабилитацию несовершеннолетних, состоящих в порядке, установленном законодательством, на наркологическом учете;

обеспечить приведение других актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом и принять иные меры по его реализации.

20. Настоящий Декрет вступает в силу с 1 января 2015 г.

Пункты 4 – 6, 11 и 12 настоящего Декрета действуют до вступления в силу соответствующих дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных  правонарушениях.


Президент Республики Беларусь                                       А.Лукашенко

 

свернуть