Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

Профилактика суицидального поведения

развернуть

Рекомендации психолога родителям

по предотвращению и профилактике суицидального поведения

 

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?

"Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

Признаки депрессивных реакций у подростков

  1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
  2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
  3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
  4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
  5. Вялость, хроническая усталость.
  6. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
  7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
  8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки). Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно. Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и поведении ребёнка.

С целью профилактики суицидов родителям необходимо:

  1. ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  2. анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  3. учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если...»;
  4. воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  5. не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  6. не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  7. обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
  8. записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

В случае нахождения ребенка в кризисном состоянии:

  1. Крепко прижмите ребенка к себе. Именно близость к родителям дает ребенку уверенность в том, что все хорошо. Заключение его в объятия позволяет одновременно оценить, насколько серьезно психически травмирован ребенок.
  2. Попросите ребёнка рассказать о том, что произошло. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, то есть на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребенок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребенка к родителям создает предпосылки для будущих бесед о его неприятностях и психических травмах.
  3. Выслушав ребёнка, ободрите и успокойте его. Спокойным и нежным голосом следует произнести слова утешения, ободрения и поддержки. «Все будет хорошо, дорогой. Мама любит тебя. Все образуется. Мы вместе все решим». Следует объяснить сложившуюся ситуацию с другой точки зрения, давая грамотную оценку происходящим событиям и пути выхода из неё. Если выход из данной ситуации неочевиден, следует вместе с ребенком обратиться за помощью к специалисту.
  4. Покажите вашему ребенку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом месте. В кризисной ситуации ребенку крайне нужна защита и помощь ему в преодолении душевного кризиса, где бы он ни возник - дома или вне дома.
  5. Принимайте решительные меры по предупреждению дальнейших несправедливых поступков по отношению к вашему ребенку. Если кто-либо обидел вашего ребенка, следует принять все необходимые меры, чтобы такое больше никогда не повторилось. Готовность родителей защитить ребенка от * несправедливости покажет ему, что он не одинок. Родителям необходимо дать почувствовать ребенку, что он им не безразличен и очень дорог и что родители его действительно очень любят.
  6. Помогите ребенку преодолеть последствия обид и несправедливости. Родителям следует учить ребенка умению прощать.
  7. Если вы почувствовали желание ребенка совершить суицид, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Взрослые люди, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Проконсультируйтесь с психологом о возможной помощи. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как подростку, так и в семье.
  8. Следует критически рассмотреть отношения в семье, с ребенком и сменить стиль общения во избежание трагедии. Необходимо все бросить и заняться жизнью ребенка, за которого родители несут ответственность. Родители обязаны помочь ребенку в период становления личности разобраться в главном, научить преодолевать трудности, создать перспективу, просто посочувствовать ему и принять его таким, каков он есть.
  9. При попытке суицида необходимо немедленно вызвать «скорую» медицинскую помощь, а тем временем постараться взять себя в руки и не паниковать. Не следует кричать, говорить следует спокойно и доброжелательно, ни в коем случае не упрекать ребенка или кого-то из родных в случившемся. Беда ведь общая. При попытке отравления следует промыть желудок, а при порезе перетянуть руку жгутом и остановить кровотечение. В случае негативной реакции родителей на суицидное поведение подростка ситуация может усугубиться с дальнейшими негативными реакциями ребенка или уходом из дома. Во всяком случае это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом. Если ребенок доведён до такого состояния, что он решил «уйти в мир иной», значит, есть на это очень серьезные причины.

 

ВСЕГДА ПОМНИТЕ! Для ваших детей нет никого ближе и роднее, чем вы...

 

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии:

  • Успокоиться самому.
  • Уделить всё внимание ребёнку.
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
  • Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки

1)     Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2)      Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что ...?»

3)      Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

4)      Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?

5)      Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

 

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

 

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»
  2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
  3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем- нибудь другом».
  4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
  5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
  6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит, ты недостаточно постарался!»

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

 

 

«Возможно в этом мире ты всего лишь человек,

                                                                        но для кого-то ты весь мир!»

Памятка родителям от детей «Услышьте нас!»

  • Не стройте из себя идеальных, а будьте такими, какие есть, и старайтесь быть лучше.
  • Не торопитесь баловать меня, вы меня этим портите. Я хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю Вас.
  • Не бойтесь быть  твердым и со мной. Мне это иногда необходимо. Это помогает мне находить себя.
  • Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорно стремиться к тому, чтобы во всех случаях отставить последнее слово за собой, даже когда точно знаю, что неправ.
  • Не давайте обещаний, которые Вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в Вас.
  • Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто разозлить Вас.
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «Я Вас ненавижу». Я не имею это ввиду. Я просто хочу, чтобы Вы пожалели о том, как Вы поступили со мной.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на Вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет это в привычку использовать Вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Мне это неприятно. Если Вы сделаете замечание  с глазу на глаз, проку будет больше.
  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. В это время мой слух притупляется, а мое желание действовать с Вами заодно пропадает. Лучше, если Вы попытаетесь это сделать позднее.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав,как великолепно я знаю, что такое хорошо, и что такое плохо.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки–смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что негоден.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если Вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда сам не знаю, почему я поступаю так, а не иначе. Иногда Вы сами можете сказать о себе то же самое.
  • Не используйте информацию, которую я Вам доверил, в качестве упрека. Я перестану Вам рассказывать о своих ошибках.
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  • Не забывайте,  что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  • Не  обращайте слишком много  внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне так много внимания.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я  задаю откровенные вопросы. Если Вы не будете на них отвечать, Вы увидите, что я перестану задавать Вам вопросы вообще, и буду искать информацию где-то на стороне.
  • Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если Вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы Вы постоянно мной занимались.
  • Никогда даже не намекайте, что Вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с Вами.
  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у Вас беспокойства. Иначе, я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  • Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану Вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания.
  • И кроме того, помните, что я Вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью.
свернуть

Признаки (индикаторы) суицидального риска.

развернуть

Признаки (индикаторы) суицидального риска.

  • Самоизоляция, ограничение контактов с окружающими;
  • пренебрежительное отношение к своей внешности и несоблюдение правил личной гигиены;
  • побеги из дома;
  • темы смерти и самоубийств становятся доминирующими в творчестве;
  • прослушивание тематической музыки, касающейся вопросов смерти;
  • потеря смысла жизни;
  • раздача личных вещей;
  • прямые или косвенные высказывания ребенка о суицидальных намерениях;
  • признаки агрессии, направленной на себя, систематическое самообвинение;
  • отсутствие планов на будущее;
  • повышенная тревожность, перепады настроения;
  • осуществление различного рода ритуалов прощания;
  • самоповреждения;
  • уход от контактов, изоляция от семьи и друзей;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • начало или увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков (участие в драках и беспорядках);
  • резкие изменения в поведении;
  • Снижение успеваемости и прогулы в школе.
свернуть

Тренинги, занятия

развернуть

Программа социально-психологических тренингов

коррекции и развития коммуникативных навыков подростков

 

Волкова Олеся Алексеевна, психолог

В процессе проводимого диагностического исследования разработана программа социально-психологических тренингов коррекции и развития коммуникативных навыков подростков. Данная программа направлена на достижение социального успеха подростками, развитие навыков эффективного общения и уверенного поведения.

На наших тренингах подростки получают теоретические знания, касающиеся того, как “правильно” общаться, налаживать контакт, строить беседу, выходить из конфликта, а самое ценное – имеют возможность практической отработки навыков в сфере общения.

Основным предметом внимания программы, является:

- взаимодействие между подростками, в частности, в коллективе;

- способы разрешения конфликтов, возникающих в ходе этого общения;

- влияние и противостояние влиянию.

Этапы работы:

Установочный этап – включающий в себя сбор диагностического материала.

Коррекционно-развивающий этап.

Заключительный этап: - этап работы с родителями и педагогами; - анализ и подведение итогов работы.

Формы и методы работы.

групповая работа;

элементы индивидуальной работы;

групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы);

психогимнастика;

наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности)

ролевые игры;

элементы индивидуальной и групповой релаксации;

подвижные игры.

Критерии эффективности.

Усиление личностных ресурсов;

Формирование адекватной самооценки;

Наличие навыков конструктивного поведения;

Наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности.

Цель программы:

Развитие личностных ресурсов учащихся в области коммуникативных умений и навыков;

Формирование умения слушать, высказывать свою точку зрения, умение аргументировать и отстаивать свою позицию;

Формирование у подростков моделей поведения, приводящих к компромиссному решению;

Освоение способов конструктивного поведения в конфликте;

Осознание особенностей собственного поведения в конфликте;

Рассмотрение собственных ресурсов в разрешении конфликтов;

Выработать навыки бесконфликтного поведения.

Задачи программы:

Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;

Ознакомить участников с основными принципами проводимого тренинга, принять и строго соблюдать правила работы группы;

С помощью игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки и умения;

Способствовать закреплению навыков самоанализа;

Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих процессу самовыражения;

Расширить представления о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.

свернуть

Психопрофилактика и просвещение

развернуть

Классный час "Мой жизненный путь"

 Цель:       отработка практически полезного навыка в построении перспективного плана.

Образовательный аспект: расширить понятийный аппарат учащихся, что позволит им более четко определить ценности, на которых строиться жизнь.

Воспитательный аспект: продолжить формирование чувства самодостаточности и стремление к самосовершенствованию; продолжить работу над формированием чувства ответственности через осознание “ я делаю свою жизнь сам”;

Развивающий аспект: продолжить работу над формированием коммуникативных и обще предметных навыков, а именно: умение слушать, вести диалог, аргументировать свой ответ, анализировать, обобщать, делать выводы, рефлексировать.

Выбор заданий в группах обусловлен учебным стилем, в котором работают учащиеся.

  1. Тема нашего занятия “Мой жизненный путь”, но прежде чем его начать, я должна вас познакомить с нашим гостем (на доску прикрепляется силуэт человека), который нуждается в нашей помощи. Он очень хочет быть успешным и счастливым в жизни, но не знает, как им стать, каким должен быть его жизненный путь, на какие ценности опираться в жизни.

Мы уже не раз говорили с вами о том, что такое цель, успех, счастье, вывели формулу успеха, строили временные планы, и некоторые из вас уже достигли определенных успехов в достижении поставленных целей; поэтому, я думаю, вас не затруднит помочь нашему гостю.

Теперь вы уже знакомы с тем, чем мы будем заниматься на занятии, и каким должен быть его результат. Запишите план нашего занятия в формулу успеха.

На доске:

Цель: помочь человеку в определении его жизненного пути.

Ресурсы: наш жизненный опыт, знания, умение строить временной план и т. д..

Действия: вспомнить определение понятий “счастье”, “успех”, использовать умение строить пошаговый план, определить, на каких ценностях должна строиться жизнь человека.

Результат: проект жизненного пути человека “Н”.

  1. Вспомним определение понятий “счастье”, “успех”, “цель”.

На доске записываются определения, данные учащимися. Затем рядом прикрепляются определения из толкового словаря.

Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

Успех – удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо.

Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.

Сравним все эти определения. Что в них общего?

Чувство успеха и счастья человек испытывает только, когда достигает цели. Стремление к цели – это ключ к счастливой жизни. Человек существо, которое сориентировано на определенную цель. Состояние счастья – признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он чувствует себя сравнительно счастливым.

  1. Рассмотрев эти понятия, мы уже ответили нашему гостю на вопрос, как стать счастливым и успешным. Первое, что необходимо сделать - это поставить перед собой цель. (На доске прикрепляется слово “цель).

Любую цель можно достичь, применяя формулу успеха.

Но у нашего гостя есть еще один вопрос: какие нравственные ценности выбрать, на какие опираться в жизни. Ведь от выбора ценностей зависит стиль жизни человека, его взаимоотношения с людьми.

Учащимся предлагается вымостить дорогу к цели кирпичиками нравственных ценностей.

На столе учителя лежат карточки с понятиями нравственных ценностей. Учащимся необходимо посоветоваться и выбрать те, на которых должна строиться их жизнь.

Классификация нравственных ценностей:

ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;

ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;

ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;

христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.

На доске от силуэта человека рисуется дорога, которая выкладывается кирпичиками ценностей к цели.

Теперь вам необходимо помочь нашему гостю в определении его жизненного пути. Для этого вы распределитесь на группы и составите три проекта: “Жизненный путь человека от школы до счастливого будущего”.

Работа в группах организованна с учетом учебного стиля учащихся.

Учащимся с конкретно-последовательным стилем обучения предлагается составить проект (цель, действия, средства, результат, время) жизненного пути человека успешного.

Учащимся с абстрактно-разбросанным стилем обучения – нарисовать жизнь человека счастливого.

Учащиеся с конкретно-разбросанным стилем обучения составляют рассказ о человеке, добивающегося целей.

Защита проектов по группам.

Подведение итогов:

Итак, обратимся к цели нашего занятия, мы ее выполнили? Мы помогли человеку определиться при выборе ценностей на жизненном пути, мы показали, что стать счастливым и успешным не так сложно, главное определиться с целью в жизни и незамедлительно начать ее реализовывать.

свернуть

Диагностика

развернуть

Психодиагностика личностных особенностей детей и подростков, сформированных в условиях психотравмы

Данный раздел представлен комплексом методик для диагностики особенностей личности детей и подростков, переживающих психотравмирующие события прошлого. Личностные особенности выступают в данном случае как последствия воздействия сильного стресса на ребенка. Опросники —Методика сокращенного многофакторного обследования личности (СМОЛ) (Козюля В. Г., 1994) итест-опросник самоотношения В.В. Столина(Бодалев А. А., 2000) могут быть применимы только по отношению к подросткам. Выявление личностных особенностей с помощью данных методик в детском возрасте малоинформативно. Использованиеже описанных проективных методик по отношению к детям допустимо начинать с младшего школьного возраста.

Как психодиагностический комплекс, эти методики были нами апробированы и хорошо себя зарекомендовали применительно именно к подростковому возрасту (14—16 лет).

Методика сокращенного многофакторного обследования личности (СМОЛ)

В настоящее время одной из универсальных считается Методика многостороннего исследования личности (MMPI). Она позволяет получить дополнительные данные для оценки различных аспектов психического состояния и уточнения основных характеристик личности испытуемого. Данный опросник является сокращенной версией MMPI. Методика содержит 71 утверждение и имеет 11 шкал, из которых 3 оценочные и 8 клинические.

Последовательность проведения исследования следующая.

Первый этап. Заполнение регистрационного бланка и ответы на поставленные вопросы.

Второй этап заключается в получении числовых значений по каждой из 11 шкал и последующем составлении типологического профиля. Для каждой из шкал теста СМОЛсуществуют «ключи», по которым отмечается совпадение ответов с ответами на регистрационном бланке. Сумма совпадений и обозначает количество сырых баллов для каждой из шкал. Затем на профильном бланке отмечаются точки, соответствующие полученным цифровым результатам (число сырых баллов по каждой шкале), с учетом коррекций по показателю шкалы К (к 1-й шкале прибавляется 0,5 числового значения шкалы К; к 4-й — 0,4 К; к 7-й — 1 К; к  8-й — 1К; к 9-й — 0,2 К). Соединение полученных точек (по трем оценочным и 8 клиническим шкалам) показывает личностный профиль испытуемого.

свернуть

ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКОМ, СКЛОННЫМ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

развернуть

ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКОМ, СКЛОННЫМ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

КВАДРАТ ДЕКАРТА. Техника принятия решений.

 Цель: анализ вариантов разрешений кризисной ситуации, выбор оптимального варианта.

Это простая техника принятия решений. Суть заключается в том, что нужно рассмотреть ситуацию, ответив на 4 вопроса: 1. Что будет, если это произойдет?  Что я получу, плюсы и минусы от этого. 2. Что будет, если это не произойдет? Все останется так, как было, плюсы и минусы от неполучения желаемого. 3. Чего НЕ будет, если это произойдет? Минусы и плюсы от получения желаемого. 4. Чего НЕ будет, если это НЕ произойдет? Минусы от неполучения желаемого. С этим вопросом будьте внимательны, потому что мозг захочет проигнорировать двойное отрицание. И ответы могут быть похожи на ответы первого вопроса. Не допускайте этого. ПОЧЕМУ эта техника работает?  «Квадрат Декарта» помогает прояснить последствия каждого решения.  Дело в том, что в ситуации, требующей решения, мы часто зацикливаемся на одной позиции: что будет, если это произойдет? С помощью же «квадрата Декарта» мы рассматриваем одну и ту же ситуацию с 4 разных сторон.

 В случае суицидального поведения подростка вопросы ориентировать на то, что произойдет или не произойдет, если подросток совершит самоубийство.

 Очень продуктивной получается работа с использованием метафорических ассоциативных карт: подросток выбирает в открытую карты, соответствующие данному вопросу, и раскладывает их по четырем секторам квадрата Декарта. Затем подробно рассказывает все плюсы и минусы. Как правило, в процессе работы отношение к задуманному у него радикально меняется.

 

Что случится,

если это произойдет?

Что случится, если это

НЕ произойдет?

Чего НЕ случится,

если это произойдет?

Чего НЕ случится,

если это

НЕ произойдет?

свернуть

Методики и техники в работе с несовершеннолетними

развернуть

Арт-терапевтическая техника «Розовый куст» (автор Дж. Аллан)

qЦель: диагностическая, данная методика позволяет получить ценную информацию о внутреннем мире человека. Рисуя розовый куст, ребенок фактически рисует свой внутренний мир, а розовый куст является метафорой его состояния. Коррекционная – в процессе опроса, дорисовывания происходит трансформация проблемной области, эмоции переходят в позитивное русло.
qМетодика «Розовый куст» символизирует эмоциональную сущность человека. Это упражнение – медитация, с помощью которого можно осуществить удивительное путешествие в собственное подсознание и открыть внутреннее состояние.
 
Тест "Придумай историю" Р.Силвер

qЦель: диагностическая, коррекционная и развивающая ме­тодика, может применяться для оценки познавательной и эмоцио­нальной сфер и образа «я» детей. 
q Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Тест может применяться для оценки состояния де­тей начиная с пятилетнего возраста, а также подростков и взрос­лых. Время выполнения задания не ограничивается.
 
Техника «Письмо в будущее»
Цель: письма в будущее помогают нам возродить некие подростковые механизмы. Например, «мысли наперед», которые свойственны в 15-16-летнем возрасте, такая методика будет наиболее эффективной при каждой конкретной ситуации, при решении каждой конкретной задачи.
Интервью «Волшебный мир»
qЦель: данная методика применяется в целях знакомства с ребенком, его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
qДанная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты.    В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.
qОбследование рекомендуется проводить наедине с ребенком.
qЦель: данная методика применяется в целях знакомства с ребенком, его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
qДанная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты.    В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.
qОбследование рекомендуется проводить наедине с ребенком.
qЦель: данная методика применяется в целях знакомства с ребенком, его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
qДанная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты.    В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.
qОбследование рекомендуется проводить наедине с ребенком.
Методика «Мой жизненный путь»
qМетодика «Мой жизненный путь» реализует современный подход к психологической диагностике и консультированию клиентов. Методика позволяет выявлять эмоциональное состояние человека, некоторые особенности его темперамента и характера, специфику представлений о своей жизни и отношений к ней, определять личностные проблемы и возможные способы их решения, формулировать цели и планировать пути их достижения. Методика представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования подростков и взрослых людей.
Техника  «Безопасное место» или «Место внутреннего покоя»
qЭту технику и ее модификации эффективно использовать для создания ресурса для клиента, который позволит ему снизить тревогу, расслабиться, справиться со стрессом и негативными эмоциями.
Опросник: СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ И ТРУДНОСТИ (ССТ)
qССТ – это краткий скрининговый опросник, который можно использовать для оценки поведения у детей и подростков от 3 до 16 лет. Опросник включает в себя оценку психологических свойств подростка  и оценку о влиянии имеющихся проблем подростка на разные стороны его социальной жизни.
qЭти  свойства  распределяются по 5 шкалам:
üЭмоциональные симптомы
üПроблемы с поведением
ü Гиперактивность/Невнимательность
ü Проблемы взаимоотношений со сверстниками
ü Просоциальное поведение
Техника «Четыре стула»
qЦель: Принятие чувств как ресурс жизнестойкости, которая поможет  понять свою проблему, переработать, трансформировать  в позитивный опыт.
 
Упражнение «Мамино и папино послание» (проработка детско-родительских отношений)
Упражнение  ППП (понимаю, принимаю , прощаю).(Проработка детско-родительских отношений)
Люшеровский цвет
üКрасный – лидер
üЖелтый -потребность в общение
üФиолетовый – уход из реальности
üЗеленый – отстаивание позиций (спор)
üСиний – потребность к проверке
üСерый – спокойствие
üКоричневый- тревога
üЧерный – негативизм
свернуть

Мифы и реальность о подростковом суициде.

развернуть

Мифы и реальность о подростковом суициде.

МИФ: «Те, кто говорят о самоубийстве, редко предпринимают попытку или совершают её». РЕАЛЬНОСТЬ: большинство подростков до совершения суицидальных попыток или самоубийств приводят важные словесные доказательства своих намерений. Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей.

МИФ: настоящее самоубийство случается без предупреждения. РЕАЛЬНОСТЬ: примерно 80% суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.

МИФ: «Тенденция к суициду наследуется». РЕАЛЬНОСТЬ: не существует достоверных данных о генетической предрасположенности к самоубийству. Тем не менее, предыдущий суицид в семье может быть деструктивной моделью для подражательного поведения. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении.

МИФ: «Ничего не могло бы остановить ее, если бы она уже приняла решение покончить с собой». РЕАЛЬНОСТЬ: большинство подростков, обдумывающих возможность самоубийства, разрываются между желаниями жить и умереть. Они хотят, чтобы их страдания закончились, и в то же время стремятся найти альтернативу или пути разрешения боли, но слишком часто их крик о помощи остается не услышанным друзьями, семьей и даже специалистами.

МИФ: «Суицидальные подростки являются психически больными». РЕАЛЬНОСТЬ: большинству молодых людей, предпринимающих попытку самоубийства, не может быть поставлен диагноз психического заболевания, хотя, естественно, хроническая душевная болезнь повышает риск самоубийства. Многие совершающие самоубийство не страдают никакими психическими заболеваниями.

МИФ: «Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом». РЕАЛЬНОСТЬ: одна из основных проблем суицидального поведения заключается в опасности повторения: около 40% молодых людей, пытающихся расстаться с жизнью, уже имели, по меньшей мере, одну попытку; чем моложе субъект, тем больше опасность рецидива в течение года после суицидальной попытки.

МИФ: «Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить» РЕАЛЬНОСТЬ: Большинство суицидентов вынашивают свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим.

МИФ: «Все самоубийцы – депрессивные люди, поэтому помощь им может только врач». РЕАЛЬНОСТЬ: не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, Любого типа характера, с любыми наклонностями.

МИФ: «Самоубийственное заражение». РЕАЛЬНОСТЬ: все, кто, причастен к проблеме детских суицидов, знают: самоубийство – «заразное явление», особенно среди подростков. Подростки внушаемы, и если в школе была серьезная попытка самоубийства, в особенности – завершенная, следует ожидать, что за ней потянется «шлейф» подражательных попыток.

МИФ: «Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается так же, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего». РЕАЛЬНОСТЬ: в действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.

МИФ: «Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на «суицидальные» темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе». РЕАЛЬНОСТЬ: на самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его совершить суицид. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Суицидальные мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть суицидальноопасными.

свернуть

Онлайн ресурс «Платформа talk2ok.by»

развернуть

ЮНИСЕФ в Беларуси вместе с экспертами Республиканского центра психологической помощи БГПУ запустили онлайн-платформу talk2ok.by, с помощью которой подростки и молодые люди могут бесплатно и конфиденциально получать квалифицированную психологическую помощь.

Укрепление психического здоровья и благополучия подростков – одно из приоритетных направлений в работе ЮНИСЕФ в Беларуси. Кроме того, ЮНИСЕФ инвестирует средства в технологические решения, которые могут повлиять на жизнь наиболее уязвимых детей и подростков. Именно поэтому психологическая поддержка для молодых людей сейчас будет оказываться в виде онлайн-консультаций – в комфортном для современных подростков  формате аудио- и видеочатов.

 

С платформой сотрудничают около 30 квалифицированных психологов с профессиональным опытом не менее 3 лет. Все они прошли тренинги по работе с платформой и консультированию подростков в кризисных состояниях. 

Если подросток не определился, готов ли говорить о своей проблеме со специалистом, на сайте talk2ok.by он может пообщаться в чате с равными консультантами. Это студенты – будущие психологи. С такими консультантами-сверстниками можно обсудить ситуацию, в которой оказался подросток, исходя из личного опыта консультанта. «Я знаю, что ты чувствуешь»: эти слова располагают подростков и помогают им честно обсудить волнующую проблему. 

Кроме того, на платформе открыт доступ к информационно-образовательному контенту. Можно прочитать публикации по интересующей теме, подумать над своей ситуацией и принять решение. Есть и быстрые советы: как повысить самооценку, что делать, если обижают в школе или как определиться с выбором профессии. Есть раздел со статьями и для родителей подростков. 

свернуть